Ирина Белецкая
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимняя лаборатория»
▼ Скачать
Конспект интегрированного занятия в средней группе
Тема: Зимняя лаборатория
Цель: ознакомление детей со свойством снега и льда через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
• Расширять представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность, о зимних явлениях.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „Зимняя лаборатория“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
• Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый).
• Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий.
• Активизировать речь детей через познавательные вопросы.
• Приучать детей отвечать развернутыми ответами.
Развивающие:
• Развивать у детей умение наблюдать, концентрировать свое внимание на предмете
• Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность (делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.
• Воспитывать у детей желание помочь.
• Воспитывать аккуратность.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование и материалы: 2 коробки-посылки, письмо, емкость со снегом, емкость с кубиками льда, шапочки и очки ученых, памятка с правилами поведения в лаборатории, ткань темного цвета, лупа, магнитная доска (мольберт, магниты, иллюстрации увеличенных под микроскопом снежинок, иллюстрации с изображением свойств снега и льда, 2 пластиковые тарелки зеленого и синего цветов, ложка пластиковая, щипцы для льда, палочки деревянные, салфетки для рук.
Ход образовательной ситуации
1. Организационный момент
Дети вместе с воспитателем сидят на ковре и играют в игру «Доскажи словечко».
2. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель:
- Ой, ребята, совсем забыла вам рассказать. Сегодня утром, когда я шла на работу, я встретила почтальона и он передал мне посылки. Он сказал, что эти посылки шли к нам очень долго и адрес отправителя, к сожалению, стерся. На посылках было указано: «Хранить только в холоде!»
- А что можно хранить только в холоде? (Ответы детей)
- Может, это Волшебник в голубом вертолете прислал на килограмм эскимо? Вот сейчас мы это и узнаем!
- Посылки я оставила за дверью группы, ближе к холоду.
Воспитатель приносит посылки и приглашает детей встать к столу полукругом, чтобы открыть их и рассмотреть содержимое. В одной из посылок лежит письмо, украшенное снежинками.
- Как вы думаете, от кого это письмо? (Ответы детей)
Эти посылки прислала Зима. И вот что она нам написала: «Здравствуйте, дорогие дети группы Родничок! Слышала от Дедушки Мороза и Снегурочки, что вы очень веселые и хорошие ребята! И я тоже захотела сделать вам подарок! Поздравляю Вас с наступившими Новогодними праздниками!»
- Ребята, как вы думаете, что могла прислать Зима? (Ответы детей).
- В письме написано, чтобы узнать, что в посылках, нужно руку в окошко просунуть. С какой коробки начнем? (Дети выбирают одну из коробок) Кто не боится первым это сделать? (Дети по желанию опускают руку в коробку и говорят свои впечатления)
- Что чувствуешь, какой предмет?
- Ну что откроем и посмотрим, что же прислала нам Зима?. Это действительно снег!
- Интересно, а что в другой посылке? Как вы думаете? Кто попробует отгадать?
- Что чувствуешь? Что же там внутри?
- Сейчас посмотрим, что же еще прислала Зима. (воспитатель открывает вторую посылку) Это действительно лед.
3. Актуализация знаний
- Скажите, каким бывает снег? (белый, холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий и т. д.)
- На что похож снег? (вата, мороженое, сахар и т. д.)
- А каким бывает лед? (холодный, твердый, прочный, плотный, прозрачный, гладкий, шершавый, мокрый, скользкий).
- На что похож лед? (на стекло, на прозрачные камушки и т. д.)
4. Затруднение в игровой ситуации
- А из чего состоит снег? (ответы детей)
- А как мы узнаем? У кого мы можем спросить? (Из книги, из интернета, спросить у мамы, папы, воспитателя).
- А вы хотите узнать из чего состоит снег?
- Я приглашаю вас в зимнюю лабораторию. (Воспитатель ведет детей к столу, где подготовлено оборудование для наблюдений и опытов)
- Сегодня мы, как настоящие ученые, будем изучать снег и лед. А для этого нам нужно переодеться и познакомиться с правилами поведения в лаборатории. (Воспитатель раздает детям очки и шляпы ученых).
- Как вы думаете, как нужно вести себя в лаборатории? (Ответы детей).
- Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. (Воспитатель зачитывает записанные правила).
Правила поведения в лаборатории
1. Вся деятельность в лаборатории ведется с разрешения воспитателя.
2. Без разрешения воспитателя не следует брать приборы и объекты исследования.
3. Пробовать на вкус, брать в рот объекты исследования – строго запрещено.
4. При выполнении опытов и экспериментов нельзя толкаться и мешать друг другу.
5. После проведение опытов и экспериментов следует привести в порядок рабочее место.
- Я надеюсь, что вы запомните эти правила и будете всегда их соблюдать. Теперь вы становитесь научными сотрудниками и готовы делать научные открытия!
5. Открытие нового знания
Дети и воспитатель проходят к столу, на котором расстелена темная ткань.
Наблюдение 1: дети рассматривают снег через лупу.
Воспитатель рассыпается снег на тёмную ткань
- Рассмотрите, из чего состоит снег?
- Возьмем инструмент, он называется лупа. Лупа – это увеличительное стекло. Она помогает нам лучше разглядеть маленькие предметы.
- Рассмотрите с помощью лупы еще раз, из чего же состоит снег? (из снежинок, крупинок)
- Значит, снег состоит из снежинок. А какие бывают снежинки? (красивые, большие)
- Снежинка - это снежная звёздочка, у которой всегда шесть лучиков, они все разные и очень красивые. (Воспитатель показывает на доске иллюстрации увеличенных под микроскопом снежинок).
Опыт №1. «Определение цвета»
- Ребята, сравните: какого цвета снег и лёд.
- Какого цвета снег? (белый).
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
- Значит, снег – белый, а лед – бесцветный.
(на мольберт крепятся картинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой цветная клякса – снег имеет цвет – белый, на второй цветная клякса перечеркнута красной линией – лед не имеет цвета – бесцветный).
Перед тем, как выполнить второй опыт, воспитатель раскладывает снег и лед на две тарелки разных цветов.
Опыт №2. «Определение прозрачности»
- Какой цвет у тарелочки, на которой лежит снег? (зеленый)
- Какой цвет у тарелочки, на которой лежит лёд? (синий)
- Посмотрите внимательно, можно увидеть тарелку через снег? (нет)
- Почему? (потому что снег не прозрачный)
- Посмотрите внимательно, можно увидеть тарелку через лёд? (да)
- Почему? (потому что лёд прозрачный)
- Значит, снег – непрозрачный, а лед – прозрачный.
(на мольберт крепятся картинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой, глаз перечеркнутый красной линией– снег не прозрачный, на второй глаз открытый – лед прозрачный).
Опыт №3. «Определение на плотность»
- А что будет, если проткнуть снег палочкой? Что произошло? (палочка легко вошла в снег)
- Значит, какой снег? (мягкий, рыхлый)
- А можно ли проткнуть палочкой лёд? Что произошло? (палочкой нельзя проткнуть лёд)
- Значит, какой лёд? (твердый)
- Можно сказать, что снег рыхлый, а лед твёрдый.
(на доску крепятся картинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой, снег– подушка, на второй лёд – кирпич).
Опыт №4. «Определение реакции температуры»
- Ребята, что посмотрите, что произошло со снегом и льдом? (они растаяли)
- Почему? (потому что у нас в лаборатории тепло)
- Значит, снег и лёд в тепле тают и превращаются в воду.
(на мольберт крепятся картинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы термометры: снег и лед тают в тепле)
6. Подведение итогов
- Ребята, наше исследование подошло к концу. Теперь вы настоящие ученые - исследователи.
- Наведем порядок в нашей лаборатории и вернемся в группу. (Дети вместе с воспитателем наводят порядок, снимают шапочки и очки, и садятся на стульчики)
- Ребята, вам понравилось быть исследователями?
- А что вам понравилось больше всего делать?
- А вам было трудно? Что для вас было трудным?
- А что нового вы сегодня узнали о снега и льде?
- Какими свойствами они обладают?
- Скорее позовем остальных ребят и расскажем им о наших исследованиях.