Оксана Фролова
Интегрированное занятие «История жилища» по познавательному развитию с использованием ИКТ в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Ромашка»
Интегрированное занятие в разновозрастной группе «Ромашка» по познавательному развитию с использованием ИКТ.
«История жилища человека»
Воспитатель Федоровская О. П.
Цели: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище. Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа ( изба: её внешнее и внутреннее убранство; домашняя утварь, орудия труда).
Задачи:
Публикация «Интегрированное занятие „История жилища“ по познавательному развитию с использованием ИКТ в разновозрастной группе» размещена в разделах
Образовательная: приобщение детей к истокам русской народной культуры;
Развивающая : развитие любознательности, наблюдательности, речи детей,
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.
Интеграция областей : социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.
Материалы и оборудование: конверт, презентация с изображением древнего жилища, русской избы, проектор, фильм про русские избы, альбомные листы, восковые мелки.
Ход НОД:
Доброе утро ребята, давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
Ребята, я сегодня пришла в сад, зашла в группу, в двери был вот этот конверт. А что там в нем, сейчас мы посмотрим. (раскрываю конверт)
Посмотрите, тут листочек с загадкой, и вот такой диск. Загадку мы сейчас отгадаем, а на обратной стороне листочка написано, что на этом диске важный фильм, который мы позже посмотрим.
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)
А сейчас мы отправимся в далекое прошлое. Для этого нужно встать, закрыть глаза и немного покружиться вокруг себя. (Слайд первобытные люди)
Ребят, а для чего нужен дом? А какой вы представляете себе дом? Как вы думаете у животных есть дом?
И сейчас я вам расскажу, как появились первые дома.
В далекие времена, когда человек еще не научился строить жилье, он волей – неволей стал искать, где бы ему спрятаться. Искал, искал и нашел. Это была пещера (слайд 1).
Заглянув в пещеру человек, понял, что это очень хорошее место. Потому что там можно было укрыться от дождя, от непогоды, от хищных диких зверей. Он принес туда веток, сухой травы и соорудил постель.
Ребята, раньше не было электричества, как люди готовили себе кушать, как согревались от холода?
Когда древний человек научился разводить огонь, то устроил в пещере очаг. Он обогревал жилище и на огне можно было приготовить пищу.
Но не в любой местности были пещеры, а жить где то надо. Люди, которые кочевали с места на место, сооружали шалаши (слайд 2)
Из чего строили шалаши? (Из веток)
Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и накрывали ветками. Так пещера и шалаши стали для далекого нашего предка его первым домом.
Как вы думаете, удобно было жить в шалаше?
Да, неудобно и тесно. Летом жарко, зимой холодно, ураган и ветер может сдуть.
Как выдумаете после пещер и шалашей где стали жить люди? Люди построили дома и стали жить в деревянных домах (слайд 3)
Шли годы, люди научились строить избы из бревен и стали там жить. Давайте рассмотрим деревянный дом – избу (слайд 4)
И перед тем, как будем разговаривать об избе, мы с вами встанем на ноги и споем песню с движениями «Один построил свой дом»
Ребята, скажите, почему первый человек, который построил дом на песке упал, второй человек, который построил на камне, устоял?
(Ответы детей)
И мы переходим уже к более современному жилью, это изба.
Изба - это старинное название деревенского дома. Избы называли срубами. Как вы думаете почему так называли? (потому что их рубили топорами)
Делали избы из сосновых иногда дубовых, цельных брёвен. Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой, а для теплоты обивали мхом. (слайд 5)
Существовал обычай под углы дома класть деньги (для богатства, шерсть (для тепла) и ладан (для святости). Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора.
- Как называли людей, занимающихся этим ремеслом? (плотники).
У людей обязательно в избе были домашняя утварь, орудия труда. (слайд 6)
Обратите внимание, на стене висят ткани с расшитыми узорами, на полу коврики, на столе скатерть, на ней самовар и другая различная посуда.
Так же в избе отводилось место для молитв, такое место называли «Красным углом». Там были иконки, где люди могли поговорить с Богом, помолиться. (Слайд 7)
- А без чего нельзя обойтись в доме?
- Верно, без окон! Окна называли «глазами дома».
- Почему, как вы думаете? (окно от слова» око, очи»- глаза дома)
- Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом. Эти украшения считались ещё и оберегами. (Защищали от молнии, нечистой силы и т. д.) (слайд 8,9)
Игра «Найди отличие»
А сейчас будет задание, вам нужно будет поделиться на 4 подгруппы, я вам дам картинки, вам надо будет за определенное время найти отличия на двух картинках.
Молодцы, все справились с этим занятием, ну а теперь мы посмотрим небольшой фильм про русские избы.
Просмотр фильма. Обсуждение.
А сейчас пора возвращаться нам в садик.
Ребята, я для вас еще приготовила раскраски, посмотрите, вот такие красивые избы. Вам надо будет их сейчас раскрасить красиво. (если время останется).
Итак, где мы с вами сегодня побывали? Где жили первобытные люди?
Как жили люди на Руси? Какие у них дома были? Про что смотрели фильм?
Молодцы ребята, на этом наше занятие завершается.