Наталья Устинова
Интегрированное занятие в подготовительной группе с применением технологии проблемного обучения «Школа волшебных эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе с применением технологии проблемного обучения
Тема: «Школа волшебных эмоций»
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в ходе применения технологии проблемного обучения.
Задачи:
Расширить представление о базовых эмоциях; развивать внимание к соответствующим переживаниям, творческие способности.
Развитие познавательной активности детей в ходе ведения проблемного диалога
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Формировать склонность к наблюдению, экспериментированию при решении проблемных ситуаций.
Воспитывать доброжелательность.
Словарная работа: восторженные, печальные.
Демонстрационный материал:
Мультимедиа картины «В мире эмоций», картинки эмоций,
музыка В. Шаинского «Улыбка», музыка для релаксации.
Раздаточный материал для занятия :
Стаканчики, трубочки по количеству детей
Разноцветные блестки
Цветные пласт
Краски
Предшествующая работа:
Знакомство с эмоциями.
Проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.
Чтение литературных произведений.
Просмотр презентаций.
Рисование портретов.
Театрализация.
Индивидуальная работа:
Закрепить умение Даши З., Матвея К. узнавать, показывать, словесно обозначать эмоции.
Методические приемы:
Художественное слово.
Беседа.
Рассматривание.
Наблюдение.
Загадывание загадок.
Структура занятия :
Вводная часть: 10 минут.
Приветствие.
Чтение стихотворения.
Загадывание загадок.
Основная часть: 20 минут.
Рассматривание картин.
Беседа об эмоциях.
Экспериментирование.
Заключительная часть: 10 минут.
Зарисовки эмоций.
Анализ занятия.
Ход занятия:
Вводная часть:
Звучит музыка «Улыбка» В. Шаинского из мультфильма «Крошка Енот» (дети входят в группу, становятся в круг)
Воспитатель: Я очень рада встрече с вами! А любая встреча начинается с приветствия. Сегодня мы будем приветствовать друг друга не обычно. Выберете себе пару, по приветствуйте друг друга необычным способом (улыбкой, кивком головы, рукой, кулачками и т. д.).
Давай с тобой обнимемся
И над землёй поднимемся
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.
Теперь я вижу у вас у всех отличное настроение.
Послушайте пожалуйста стихотворение, которое прочтет Егор З.
Ребенок читает стихотворение.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения
На всех нас настроение.
Кто веселиться?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет без сомнения
Азбука настроения.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое эмоции?
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам внимательно послушать загадки и отгадать их.
Когда мы шутим, веселимся
И просто радостно резвимся,
То эти звуки издаем.
Каким их словом назовем? (Смех)
Ночь пришла, и в темноте
Тени движутся везде.
Я забрался под кровать,
Спрятался и стал дрожать. (Страх)
Таня мячик упустила,
И уплыл он по реке.
Что за капли покатились
По девчоночьей щеке? (Слезы)
Раз обо мне мой друг забыл,
На фильм в кино не пригласил.
При встрече я не подал вида,
Но на него в душе…. (Обида)
Её трясет, глаза горят.
Сама пряма, как гвоздь!
Кидается на всех подряд,
Кто это? Это…. (Злость)
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится.
(Улыбка.)
Воспитатель: Отлично! Вы все отгадали правильно.
Ребята, а когда люди дарят друг другу улыбки? (ответы)
Правильно, все, о чем мы с вами сейчас говорим – это человеческие эмоции. Да, ребята, человек способен испытывать различные эмоции.
Основная часть:
Воспитатель: Обратите внимание на экран. На нем будут появляться иллюстрации. Что вы видите?
Дети: Грустная девочка.
Воспитатель: А как, вы думаете, почему она грустит? (она вспомнила, что- то грустное).
Что изображено на этой картине?
Дети: Смеющиеся дети.
Воспитатель: От чего, смеются дети? (они увидели, что- то веселое).
Какая, эмоция на лицах этих детей?
Дети: Испуганное.
Воспитатель: Почему? (они смотрели страшный фильм).
Воспитатель: Что происходит с этим ребенком? (Эта девочка- задумчивая. Она о чем -то задумалась).
Воспитатель: Представьте, что на нашей земле исчезли все эмоции. Как вы думаете, что произойдет с людьми? Какими они станут? (они станут равнодушными).
Воспитатель: Ребята, а вы умеете контролировать свои эмоции, управлять
ими? Как вы думаете, что это такое? А хотите научиться? И узнать больше об удивительном мире эмоций? Тогда я вас сегодня приглашаю в Школу волшебных эмоций, где мы все с вами побудем немного волшебниками.
Игровой эксперимент «Волшебные стаканчики».
Воспитатель: Каждому из вас я дам набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик и трубочка.
Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем, всем довольны и ничто нас особо не беспокоит, в это время наше настроение похоже на чистую воду. Посмотрите на эту прозрачную воду, вот такие же спокойные и чистые наши мысли. Когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующими мысли похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает блестки в стакан и трубочкой размешивает их). Посмотрите, какая красота! Попробуйте так же поколдовать. Вот здесь на подносе наша общая большая радость, берите немного звездочек и бросайте в стаканчик. А чтобы блестки заискрились, возьмите волшебную палочку и устройте салют. (Дети выполняют задание). Смотрите, как весело сверкают звездочки! У вас получились замечательные веселые салюты!
Воспитатель: Но бывает, ребята, и так, что кто-то или что-то может испортить нам настроение, и тогда мысли наши неприятны, грустны, мы плохо себя чувствуем, тогда наши мысли похожи на темную, мутную воду. (Опускает кусочек черной краски в свой стакан). Это, значит, потерялась наша радость. Настроение стало печальным. Как вернуть веселье? Пусть каждый придумает свой способ.
Дети: (называют способ, бросая в стаканчик воспитателя по одной блестке).
Воспитатель: Посмотрите, как заметно улучшилось настроение благодаря вашим стараниям. А случается и такое: кто-то ругается, ссорится и сжимает кулаки. Что он испытывает?
Дети: Человек испытывает злость, гнев
Воспитатель: (Опускает кисточку с красной краской в стакан с прозрачной водой.) Какого цвета стала вода? (Красная). Именно такого цвета становится лицо злого человека. Внутри человека кипит, бурлит злость. (Воспитатель показывает, как сделать водоворот: мешать трубочкой или выдувать воздух в воду, образуя пузыри). Вспомните, когда вы злились, из-за чего это случилось?
Дети: Что-то не получалось, что-то забрали.
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы победить эти недобрые чувства? Дети: Вспомнить о чем-то хорошем, заняться интересным делом, послушать веселую песню.
Психологическая гимнастика: «Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.
Воспитатель: Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.
Дети мысленно передают друг другу радость.
Возвращаются в лабораторию.
Эксперимент «Цветные стекляшки»
Воспитатель: Посмотрите вокруг- какое разнообразие цветов! Цвет имеет не только окружающий нас мир, но и наше настроение! А чтобы узнать, какого цвета наше настроение проведем эксперимент. У меня есть три настроения (демонстрация картинок) : грустное, спокойное, радостное. Каждому из вас я раздаю цветные пластиночки: серого, синего, желтого цвета. Подберем цвет для спокойного настроения. Как вы считаете, какой цвет у спокойного настроения? (дети поднимают пластиночки синего цвета). Когда мы спокойны, нас ничего не тревожит, наши мысли чисты и прозрачны, как река, как синее море, как летнее синее небо.
Воспитатель: Подберем цвет для радостного настроения. Как вы считаете, какой цвет у радостного настроения? (дети поднимают пластиночки желтого цвета). На что похожа радость?
Дети: (солнце, одуванчик, апельсин, подсолнух, воздушный шар).
Воспитатель: Когда мы радуемся, все вокруг становится ярким, веселым, необычным, солнечным, искрящимся! Подберем цвет для грустного настроения. Как вы считаете, какой цвет у грустного настроения? (дети поднимают пластиночки серого цвета). На что похожа грусть?
Дети: Дождь, вечер, осень.
Воспитатель: Когда нам грустно, наши мысли серые, хмурые, пасмурные, как осень, как дождь.
Вывод: вот мы с вами и определили, какого цвета может быть настроение. Спокойное настроение, какого цвета?
Дети: Синее, голубое, как летнее безоблачное небо.
Воспитатель: Радостное настроение, какого цвета?
Дети: Желтое, как солнце, как цветы.
Воспитатель: Грустное настроение, какого цвета?
Дети: Серого, как серая, дождливая, пасмурная осень.
Воспитатель: Теперь возьмем серую (желтую, синюю) пластинку и посмотрим на черно-белую картинку. Что изменилось? Какого цвета стала картинка? Какое настроение сразу стало?
Посмотрим через пластинки на окружающие предметы, что изменилось? Вывод: что происходило с картинками и окружающими предметами, когда мы на них смотрели через цветные пластинки?
Дети: Они меняли цвет
Воспитатель: Вместе с цветом, что еще менялось?
Дети: Наше настроение.
Воспитатель: Мы можем изменить окружающий нас мир по своему желанию при помощи цвета, например, надеть яркую одежду, нарисовать красивый яркий рисунок, украсить дом или группу яркими цветами, или посмотреть на мир через разноцветные стекляшки. Цвет оказывает влияние на наше настроение: если все вокруг серое, то и нам может стать грустно, а если все предметы окрашены в яркие цвета, то и наше настроение может улучшиться.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ну а сейчас ребята я предлагаю вам игру «Художники».
У меня есть альбом «Игры этюды», в котором есть не большие рассказы.
Я прочту вам рассказы, а вы внимательно слушайте, и изобразите эмоции на альбомных листах.
( Воспитатель читает рассказы: «Сердитый дедушка», «Встреча с другом», «Соленый чай». Дети делают зарисовки).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. Что интересного узнали? Как можно управлять эмоциями? С чем можно сравнить эмоции?
Всем большое спасибо. А на прощание хочу подарить вам вот такие Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе с применением технологии проблемного обучениясмайлики. Пусть у вас чаще будет веселое настроение.