Татьяна Попова
«Как дети помогли жителям планеты Шипелка». Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: в процессе коррекционно-развивающего занятия стимулировать речевое, познавательное и личностное развитие ребенка 5-6 лет.
Задачи:
Познавательные:
- расширять и активизировать словарь;
- развивать грамматический строй речи;
- развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
- диффериенциация звуков Ш-С;
- развивать зрительно-пространственное восприятие;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- активизировать процессы мышления;
- развивать коммуникативную функцию речи;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища;
- развивать умение перевоплощаться;
- развитие произвольного поведения.
Оборудование:
- проектор;
- мяч
Ход занятия
1. Организационный момент. (Приветствие)
Дети входят в зал, встают полукругом.
Психолог. Давайте поприветствуем наших гостей.
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг.
Мячик ты передавай,
Четко имя называй!
Дети садятся на стульчики.
2. Введение в тему.
Сегодня ребята у нас с вами необычное занятие, оно проходит в музыкальном зале и еще к нам пришли гости. (В этот момент, на экране появляется изображение — анимация инопланетян, которые говорят необычным инопланетным голосом)
Инопланетянья: Здравствуйте земные дети. Мы жители с планеты СЫПЕЛКИ совсем не умеем сыпеть. Помогите нам, пожалуйста, ведь вы научились и нас научите. А мы будим все запоминать и за вами повторять. (изображение пропадает)
Логопед:
Ребята, мы только что с вами поймали сигнал с другой планеты. Жители планеты ШИПЕЛКА просят вас научить их произносить звук Ш. Вы ведь дети неравнодушные, добрые. И когда вас просят о помощи не пройдете мимо, а откликнетесь.
Что бы у вас получался звук Ш мы с вами долго и упорно шли к нему. И сейчас мы пройдем по этому пути, что бы вспомнить, как вы подружились с этим звуком.
Логопед:
Дыхательная гимнастика. (Включена аудио запись звука ветра)Ребята мы попали с вами в Долину Ветров. Здесь живут все ветры на свете. Вот прилетели ветры-малыши. (дуем несильно) Затем прилетели ветры-мамы (дуем чуть сильнее) и вот прилетели ветры-папы (дуем со всей силы) Перемешались все ветра и получился настоящий ураган, сдувающий все на своем пути. Успокоить их может только звук волшебного свистка. После первого звука свистка чуть тише стал дуть ураган, после второго еще тише, а после третьего совсем успокоился и лишь легким ветерком дул. Тем временем мы ребята вышли из долины ветров и подошли к ЛЕСУ АРТИКУЛЯЦИЙ. По этой тропинке пойдешь к звуку Р придешь. А вот по этой пойдешь к звуку С придешь. А вот и наша тропинка, которая приведет нас к звуку Ш. (вдоль дорожки разложены карточки с упражнениями для звука Ш) (Останавливаемся у каждой карточки и выполняем следующие упражнения: «Заборчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Чашечка», «Качели», «Лошадка».
3. Развитие слуховой памяти, внимания.
Игра «Разрезная картинка»
Психолог. Ребята, инопланетяне оно ставили нам картинку-подсказку, ветра, которые сейчас дули разорвали ее. Давайте соберем ее и посмотрим, что на ней было нарисовано.
Игра «Поймай звук «ш» :
Логопед: Кто получился на картинке? (Это змея). Молодцы! А давайте с ней поиграем. Все змейки издают такой звук : ш-ш-ш. Приготовьте свои ладошки и слушайте меня внимательно, если услышите песенку змейки ш-ш-ш, тогда хлопайте.
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ
3. Пальчиковая гимнастика «Змейка». Развитие общей и мелкой моторики.
Психолог:
- Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем
Между кочек по тропинке (соединить ладони)
Проползает змейка Динка! (изображать движение змеи).
4. Автоматизация звука «ш». Игра «Загадки»
Логопед:
Друзья, а вы любите загадки? Я буду начинать рифмовку, а вы должны найти нужную картинку, чтобы рифмовка получилась законченной.
На экране изображения: малыш, машина, груша, подушка, мышка.
• ЫШ - ЫШ - ЫШ - улыбается. МАЛЫШ
• ШИН - ШИН - ШИН – в гараже полно…МАШИН
• УШУ - УШУ - УШУ – сорву с ветки. ГРУШУ
• УШКА – УШКА - УШКА – вот моя. ПОДУШКА
• ЫШКА – ЫШКА – ЫШКА - маленькая…. МЫШКА
4. Игра «Чего не стало?»
На экране появляются картинки, начинающиеся на звук «ш» : шуба, шипы, шина, шапка, шкаф.
Психолог предлагает детям запомнить картинки. Затем убирает одну картинку, ребенок определяет, чего не стало. (Например, не стало шапки).
Итог занятия.
Пришла пора возвращаться обратно в наш детский сад.
Логопед: - С каким звуком мы сегодня играли? Кто к нам приходил на занятие? Какие слова со звуком «ш» вы запомнили?
Психолог: Скажем всем «До свидания».