Татьяна Кисарова
Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по физической культуре, посвященное Дню народного единства
«Мы разные, но мы вместе!»
Цель мероприятия:
-Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
-Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России, в округе.
Задачи:
-Обобщать и расширять знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов.
-Объединять опыта и знания детей для создания у них целостной картины многонациональности России.
-Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей.
-Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
-Воспитывать у детей чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России.
-Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.
-Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности.
-Развивать двигательные качества скоростно-силовые, координацию, ловкость.
-Повторять различные виды передвижений, ползаний, прыжков.
Ход мероприятия:
Инструктор: Здравствуйте ребята!
Скажите мне, а что больше всего любят делать все дети на свете? Конечно же, играть! Игра, пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых. Но игры бывают разные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же, народные. И сегодня у нас праздник игр, но игр не простых, мы сегодня будем играть в игры народов России.
Нашу страну – Россию населяют разные народы. Наше государство многонациональное. А какие вы знаете национальности?
(Ответы детей).
Так вот с помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни всех тех народов, которые проживают в нашей стране. Игры отражают особенности жизни людей, их быт, труд, традиции и обычаи.
А чтобы нам лучше узнать, в какие же игры играют разные народы России, я предлагаю вам отправиться к ним в гости. Вы согласны? Ну что же, тогда в путь!
Но для начала нужно взглянуть на карту.
Мы живем на огромной планете, а называется она …. Земля (слайд 1 планета)
На планете Земля есть огромная страна, а называется она …. Россия (слайд 2 карта, флаг).
Россию населяют разные народы, давайте посмотрим (слайд 3 народы России).
Башкиры, Буряты, Ингуши, Ханты и Манси, Осетины, Татары, Чуваши, Якуты
Психолог: Первая остановка ждет нас в Республике Башкирия и поиграем мы в башкирскую народную игру «Липкие пеньки» (объясняет правила игры): Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с мест.
- Ребята готовы? (включается национальная башкирская мелодия, начинается игра)
Инструктор: - Молодцы ребята! Все отлично справились!
А теперь перенесемся к нашим соседям в государство Беларусь! У наших братьев-белорусов есть очень интересная игра «Колечко»! (объясняет правила игры):
Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у него небольшой блестящий предмет (Это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:
Вот по кругу я иду,
Всем колечко вам кладу,
Руки крепче зажимайте
Да следите, не зевайте!
Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны быстро взяться за руки, постараться задержать его, не выпустить из круга.
Психолог: Ай, да ребята у нас! Вот так молодцы! А давайте подумаем и вспомним в какую игру любили играть наши предки, когда отдыхали от тяжелой работы по вечерам? (ответы детей) - Давайте помогу вам - отгадайте-ка загадку:
Распелся птичкой
Журчит водичкой.
Бежит до речки
Синий человечек.
Правильно это «Ручеек»! И игра называется - «Ручеек!» (объясняет правила игры): Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
- Посмотрите-ка к нам в гости пришли Иванушка с Аленушкой- они-то и начнут наш Ручеек (входят дети, одетые в русские народные костюмы)
Включается русская народная музыка - начинается игра.
Инструктор: Насыщенный сегодня денек выдался! Побывали мы сегодня с вами в разных интересных местах нашей родины, поиграли в разные игры. В какие игры мы сегодня с вами поиграли - назовите! (ответы детей) Правильно! И волшебным хороводом вернулись домой. А хороводом мы ребята вернулись, потому, что хоровод - это символ дружбы между людьми, символ добра и мира.
Спасибо вам ребята, что путешествовали со мной и охотно помогали мне! До свидания!
(Звучит музыка и дети выполняя движения двигаются по кругу и уходят)
Список литературы
1. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии, - под ред. Осокиной Т. И., изд. АНО «Диалог культур», 2013, М. ;
2. Игры народов СССР, - Л. В. Былеева, В. М. Григорьев, изд. «Физкультура и спорт», -1985, М. ;
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н. Е., - Мозаика-Синтез, М., - 2019;
4. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет. Асташина М. П. - Волгоград;