Галина Овчарова
Интегрированное занятие «Мамина буква»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мамина буква»
Цель: продолжать знакомить детей с согласным звуком (М) и буквой (М).
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятие «согласный звук»;
-Учить различать твердые и мягкие, согласные звуки «м» и «мь» на слух, выделять нужный согласный звук в слогах, словах;
- Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова;
Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы.
- Познакомить с буквой М.
Развивающие:
Публикация «Интегрированное занятие „Мамина буква“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного и дыхательного аппарата, фонематический и музыкальный слух, чувство ритма, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
-Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
Воспитательные:
- Способствовать становлению положительных отношений между ребенком и мамой, побуждать детей делать приятное маме своими стихами, песнями.
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.
Словарная работа:
активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, слог,
Методы и приемы:
Наглядные:
Демонстрационный материал (рюкзак, игрушки: мяч, головоломка, мишка, пирамидка; альбом, фломастеры; домик – «Буквоград», демонстрация слайдов).
Словесные:
Художественное слово (загадка);
Указание;
Объяснение;
Рефлексия собственной деятельности.
Игровые:
Дидактическая игра «Составь слово», «Где спрятался звук», «Гласные. Согласные.»
Игровое упражнение «Определи место звука в слове», «Составь слово», «Опиши звук М», «Деление слов на слоги».
Методы повышения познавательной активности:
Метод вопросов.
Метод классификации.
Методы повышения эмоциональной активности:
Игровой прием «Научим Машу и Мишу играть со звуками М и МЬ».
Предварительная работа:
Предшествующая НОД.
Дидактические игры: «Определи место звука в слове», «Найди домик».
Игровые упражнения: «Опиши звук».
Разучивание дыхательной гимнастики со звуками, стихотворений о букве м.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: рюкзак, игрушки (мяч, головоломка, мишка, пирамидка, альбом, фломастеры, домик – «Буквоград», предметные картинки (дом, мак, пирамида, мёд, мальчик, малина, видеоролик «Знакомство с буквой М».
Раздаточный материал: звуковые карточки, квадраты трёх цветов (синий, красный, зелёный, счетные палочки, силуэт буквы М из наждачной бумаги, карандаши, письменное задание.
Проектор, интерактивная доска.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй матушка земля,
Здравствуйте мои друзья!
2. Основной этап
- Давайте посмотрим, кто же еще придет к нам на занятие? (Демонстрация фрагмента мультфильма «Маша и медведь», появляется медведь и Маша). Заходят Миша с конвертом (картинки с предметами, нужно определить место буквы М, в словах).
Маша с корзинкой (буквы гласные и согласные, нужно заселить красный домик и синий домик).
Выделение и характеристика звука
А как звали Машиного друга?
С какого звука начинается слово Маша?
А слово Миша?
Правильно. Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
О звуках М и Мь.
(делаем артикуляцию звуков перед зеркалами).
Кто скажет, звук [М] гласный или согласный? Почему?
- Произнесем имя Маша. Какой первый звук мы слышим. Какой он? Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха – губы). Давайте произнесем еще раз этот звук. Какой он – твердый или мягкий? (твердый)
Какого цвета мы возьмем фонарик для обозначения звука? (синий) Педагог прикрепляет на доске квадратик синего цвета.
- А теперь произнесем слово «медведь». Какой первый звук мы слышим в этом слове? Какой он? Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха – губы). Давайте произнесем еще раз этот звук. Какой он – твердый или мягкий? (мягкий)
Какого цвета фонарик мы возьмем для обозначения звука? (зеленый) Педагог прикрепляет на доске квадратик зеленого цвета.
- Так о каких звуках мы говорили? Что мы о них узнали?
- Вспомните слова, в которых есть звуки [м] [м’] (дети называют слова).
(Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы и демонстрационный материал «Домик согласных и гласных звуков» и таблицу «Характеристика звуков»)
У Маши корзинка с буквами (гласные, согласные)
Игра «Гласные. Согласные» (заселяем буквы в домик с синей крышей – согласные, заселяем буквы в домик с красной крышей – это гласные)
Упражнение на тактильное восприятие буквы.
Конструирование буквы.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «эМ».
А вот еще на что похожа буква (педагог демонстрирует картинки и читает стихи) :
Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем.
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Чтобы нам сесть за столы нужно выполнить задание от Миши. Разделитесь на команды по 5-6 человек и соберите картинку из конверта.
Игра «Собери картинку»
(нужно собрать картинку и прочитать слова и предложения. Например: мяч, матрешка, машина, мост, гном, домик зайчика. (со звуками М,МЬ в начале, в конце, и в середине слова).
Педагог: Послушайте, историю про Машу и медведя.
Однажды летним солнечным днем Маша и медведь сидели на лесной полянке. А Маша говорит:
- Мишка, а давай стихи придумывать.
Мишка согласился. И вот что он сочинил:
Пчелка над лугом июньским летает,
Сладкий нектар на цветах собирает.
В желтые соты нектар отнесет,
Сделает вкусный, питательный.
- Сок! – радостно закричала Маша.
- Да при чем здесь «сок»! Я хотел сказать «вкусный питательный мед».
— Это тоже здорово! А теперь я сочиню. А про что?
— Ну, хотя вот, придумала:
На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий. (шмель).
- Ой, мишка, ты молодец, отгадал! – сказала Маша. – А вот, еще послушай.
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Бабочки любят их, любят букашки,
Эти цветочки зовутся (Ромашки)
- Молодец, мишка, отгадал. А теперь твоя очередь, теперь ты придумываешь.
А мишка и говорит:
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи,
Не рябина, не калина,
А с колючками … (малина)
— Откуда ты так много знаешь? – спросила Маша.
— Кто много читает, тот много знает! — важно ответил медведь.
- Про что Маша и медведь сочиняли стихи? (ответы детей, дети по – одному выходят, прикрепляют картинки, выбирая из тех, что лежат у доски).
Игра. «Где спрятался звук»
Педагог: Поиграем в игру «Определи место звука в слове»? Вам нужно определить в начале, в середине или в конце слова находится звук М. Слова: мак, дом, пирамида.
Дети слушают слово, определяют место звука (в начале, середине или конце) и ставят картинки в домики – схемы. Три мамы держат домики.
Все справились с заданием? Правильно определил место звука М в слове (малина дом, машина, аквариум, сом, самолет) .
3. Работа с музыкальным руководителем.
Музыкальный руководитель
На море я гляжу
ма-мо-му
По морю плыть хочу
ма-мо-му
И вот я в лодочке
мя-мё-ме
Плыву я по волне
мя-мё-ме.
Какой звук вы слышали чаще всего, когда я пела песенку? Вы заметили, что он звучал по- разному? Как он звучал, когда я пела с девочкой в синем платье? А в зеленом? (дети определяют твердость и мягкость звуков.).
Чтобы буква не грустила. научим её петь песенки слоги.
Дети поют слоги МА, МО, МУ, МИ, МЫ,МЕБ МЯ
Под каждым слогом нам нужно «зажечь фонарик». А для этого нам нужно очень внимательно послушать слоги и определить, какой звук - [м] или [м’] мы слышим в нем. Если слышим [м], то зажигаем фонарик зеленого цвета, а если [м’], то фонарик синего цвета.
Дети произносят слоги, педагог обобщает ответы детей и просит на интерактивной доске пальчиком написать слоги.
Какой самый родной и дорогой человек для вас? (Мама)
В подарок для наших мамочек звучит песня
Игра «Составь слово»
Педагог. Предлагаю выложить фишками слово «мама».
Назовите первый звук в слове. М
Какой он? (согласный, твердый, обозначаем синим цветом)
Назовите второй звук в слове. А
Какой он? (гласный, обозначаем красным цветом)
Назовите третий звук в слове. М
Какой он?
Назовите четвертый звук в слове. А.
Какой он?
Сколько всего звуков в слове МАМА. (четыре)
Изготовление подарков.
Подарки нашим мамам мы украсим сердечки и напишем сами слово мама и свое имя!
(ребята на деревянных сердечках самостоятельно пишут слово мама фломастерами и каждый пишет свое имя, с обратной стороны сердца украшены семейными фотографиями)
Игра «Составь слова» (из пряничных букв Мама, Мир, Спасибо! Дети делятся на три группы и составляют слова, читают стихи)
Мамы мы вас очень любим и не станем огорчать.
Мы хорошие отметки обещаем получать!
Мир – это солнце, мир – это смех,
Мир – это счастье и радость для всех!
Дети (хором) Спасибо!
Ребенок приготовил рассказ о Москве.
Согласно летописи, в 1156 году князь Юрий Долгорукий обнес небольшое поселение, расположенное на высоком мысе при слиянии Москвы-реки и реки Неглинки, крепкой деревянной стеной («городом», окружил рвом и прозвал его «Москва-град».
Прошло несколько веков. Нынешняя Москва – это город мирового значения.
Осмотр Москвы, как правило, начинается с Красной площади и Кремля. Красная площадь – центральная площадь столицы, а Кремль, с которого и началась земля московская — главный политический и исторический комплекс города.
На Красной площади находится одно из самых замечательных созданий древнего русского зодчества – храм Василия Блаженного. Собор выстроен в при царе Иване Грозном. Напротив собора – Лобное место, отсюда объявлялись народу царские указы. Здесь же, находится памятник Минину и Пожарскому.
Город растет, меняется. И только историю не изменить. Она вечна.
4. Заключительный этап
Приглашаем всех гостей за стол на чаепитие, отведать вкусные буквы.
Аромотерапия
- Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.
На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа, где находится лимон.
- Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.
(звучит песня «Желаем»)