Анна Сигачева
Интегрированное занятие с элементами экспериментирования «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему: «Необыкновенные секреты, обыкновенной бумаги»
Цель: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания
Программные задачи:
Образовательные:
• развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента
• познакомить детей со способом производства бумаги
Темочки:
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
• формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов
• формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований • обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.
Развивающие:
• развивать координацию движений, мелкую моторику рук
• развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой
• формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность
• продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.
Воспитательные
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность
• воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие
• речевое развитие
• социально-коммуникативное
• физическое развитие
Раздаточный материал: листы белой бумаги, листы цветной бумаги, салфетки, листы газеты, журналы, картон, альбом, емкость с водой, игрушка машинка.
Демонстрационный материал: слайдовая презентация.
Предварительная работа: беседы, изготовление поделок из бумаги, рассматривание слайдовых презентаций, наглядных пособий и чтение книг.
I. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг. Слева друг и справа друг (беремся за руки) Все привет друг другу скажем! Дети: ПРИВЕТ! (руки к верху и разжимаем руки, хлопаем в ладоши в кругу в середине) Воспитатель: Настроение у нас – отличное, (показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем) А улыбки – дело привычное, (показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук) Пожелаем друг другу добра, (руки в стороны над головой и опустить вниз). Ведь играть начинать нам пора! Воспитатель: Ребята, вы видели наших гостей! Но я хочу сказать вам по секрету, что они не просто так к нам пришли. Кто-то им сказал, что в нашей группе самые умные, послушные и воспитанные дети. Верно?
Дети: Да!
II. Основная часть:
1. Создание мотиваций воспитанникам.
Воспитатель: Ребята, нам пришло электронное письмо, прислала его бумажная фея.
Звучит запись, в которой бумажная фея просить помочь расколдовать ее замок, который заколдовала злая колдунья. Воспитатель: И так ребята поможем бумажной фее?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Чтобы расколдовать замок нам надо провести опыты. А вот с какими предметами мы будем проводить опыты вы узнаете если отгадаете загадку:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами!
Дети: Бумага.
Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой. Разные виды бумаги окружают нас всюду. Она имеет разные свойства. Давайте сегодня мы с вами побудем в роли ученых и узнаем еще много интересного о бумаге. Сегодня мы с вами будем проводить опыты с бумагой. Но прежде, чем мы приступим к опытам, я предлагаю вам узнать историю возникновения бумаги. Просмотр презентации.
Воспитатель: Вот так появилась бумага. У меня мешочек в нем бочонки с цифрами от 1 до 5. Эти цифры помогут нам выполнить все задания и расколдовать замок феи. Ребята, вы готовы помочь ей?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Ребята, вы по очереди будете доставать по одному бочонку и называть цифру. Каждой цифре существует свое задание.
2. Практический метод: опыт.
Воспитатель: Ребята давайте достанем первый бочонок. Какая цифра написана на нем? Дети: Цифра 1.
Воспитатель: Давайте подойдем к столу с цифрой 1. Что лежит на этом столе?
Дети: На столе лежит бумага. Воспитатель: Рассмотрите эти предметы и скажите, как мы используем их и для чего они нам нужны?
Дети: Салфеткой мы вытираем рот после еды, из картона мы делаем аппликации и поделки, альбом мы используем для рисования, обоями мы оклеиваем стены в квартире, в фантик заворачивают конфеты, книги, газеты и журналы мы читаем.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Бумагу мы используем по-разному. Давайте достанем следующий бочонок.
Дети: Цифра 2.
Дети подходят к столу с цифрой 2.
Воспитатель: Карточка с цифрой 2 (волнистые линии). Ребята за этим столом мы поверим мнется ли бумага? Возьмите по одному листу бумаги и сомните ее. У всех бумага смялась? Дети: У всех. Воспитатель: А всем легко ее было смять?
Дети: Легко!
Воспитатель: А теперь возьмите лист картона, и его сомните, что сложнее мнется бумага или картон?
Дети: Картон.
Воспитатель: Значить делаем вывод: бумага мнется; но чем толще бумага, тем она труднее мнется.
Воспитатель: Наши опыты продолжаются. Достаем следующий бочонок.
Дети: Цифра 3
Воспитатель: Карточка с цифрой 3 (изогнутая линия). Теперь проверим, рвется ли бумага? Возьмите лист газеты и лист картона и попробуйте разорвать ее. Вся бумага порвалась?
Дети: Вся бумага порвалась!
Воспитатель: Какая бумага рвалась труднее?
Дети: Картон.
Воспитатель: Сделаем вывод : «Бумага рвется». Бумага рвется легко в зависимости от толщины, чем плотнее или толще бумага, тем труднее ее порвать.
Воспитатель: Ребята в нашем мешочке остались еще бочонки. Достаем следующий бочонок.
Дети: Цифра 4
Воспитатель: Карточка с цифрой 4 (капля воды). Нам необходимо проверить, мокнет ли бумага. Для опыта нам понадобится емкость с водой. Возьмите газету, картон и салфетку и опустите в воду. Что произошло с бумагой?
Дети: Бумага намокла.
Воспитатель: Какая бумага намокла быстрее?
Дети: Салфетка намокла быстрее.
Воспитатель: Достаем салфетку, и что мы видим, она распадается. Газета и картон тоже намокли, только для этого потребовалось больше времени.
Сделаем вывод : «Бумага намокает и распадается».
Воспитатель: Ребята в нашем мешочке остались еще бочонки. Достаем следующий бочонок.
Дети: Цифра 5.
Воспитатель: Карточка с цифрой 5 (горизонтальные линии). Ребята, в следующем опыте нам необходимо проверить прочность бумаги. Нам понадобится: два стакана и два листа бумаги. Мы поставим два пластиковых стакана и сверху на них положим лист бумаги. У нас получился мост. Как вы думаете, выдержит ли наш бумажный мост легкие предметы?
Дети: Выдержит!
Воспитатель: Давайте проверим. Положим на лист небольшую машинку. Что происходит?
Дети: Мост сломался.
Воспитатель: Теперь положим на стаканчики лист бумаги, сложенный в виде гармошки и положим машинку. Что произошло с мостом?
Дети: Мост выдержал машинку и не сломался.
Воспитатель: В первом эксперименте мост был хрупким и не годился для проезда даже маленького игрушечного транспорта. Во втором эксперименте «мост» стал надежнее и выдерживает маленькую машинку, так как жесткие ребра делают мост прочным, и он не прогибается под весом машинки.
Воспитатель: Сделаем вывод «Бумага сложенная в несколько слоев прочная»
Воспитатель: Достаем следующий бочонок.
3) Активизация детей для снятия напряжения, утомления.
Динамическая пауза
Воспитатель: Вы все молодцы! Мы с вами так много провели опытов. Давайте немного отдохнем.
«Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать. (Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания)
После выполнения опытов на экране компьютера появляется замок бумажной феи.
Воспитатель: Ребята вот мы и расколдовали замок феи.
4) Практический метод: изготовление конвертов в технике оригами. Воспитатель: Бумажная фея хочет провести в замке праздник и пригласить в гости своих друзей. Но друзей у нее так много, что она сама не может разослать пригласительные билеты, так как у нее нет конвертов для них. Давайте мы с вами поможем сделать для феи конверты, в которые она положит пригласительные билеты для своих гостей. Вы готовы помочь?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Сейчас вы выберите лист бумаги любого цвета, который вам понравится и проходите за столы. Складывать конверт вы будете по схеме, который видите на экране.
Дети выбирают понравившийся лист бумаги, проходят за столы и складывают конверт по схеме, затем все конверты ребята кладут в общий конверт.
Воспитатель: Молодцы! Теперь это письмо с конвертами я отправлю фее. Я уверена, что она очень обрадуется.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Дети: Узнали историю возникновения бумаги.
Узнали, что бумага намокает и распадается.
Узнали, что бумага мнется.
Узнали, что бумага рвется.
Узнали, что бумага гнется.
Узнали, что бумага бывает разной прочности.
Воспитатель: Ребята! Вам понравилось наши опыты с бумагой?
Дети: Понравились!
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Дети: Опыт с намоканием бумаги.
Опыт с мостом.
Складывание конвертов.
Воспитатель: Спасибо всем за работу! Вы все молодцы!