Загайнова Елена
Интегрированное занятие с использованием регионального компонента «Путешествие в Уральские горы» (для детей 6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Форма НОД: конструирование
Форма организации подгрупповая
Средства
наглядные: карта России, шкатулка с камнями, платки на каждого ребёнка
мультимедийные: виртуальная экскурсия по Уральским горам, презентация о камнях
LEGO конструктор «Построй свою историю»
Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, чтение.
Публикация «Интегрированное занятие с использованием регионального компонента „Путешествие в Уральские горы“ (для детей 6–7 лет)» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Урал - наш край родной
- Темочки
Планируемые результаты: с интересом слушают легенды, отвечают на вопросы педагога о последовательности событий в легенде, рассматривают различные камни через микроскоп ; выполняет построение из LEGO конструктор «Построй свою историю» Уральские горы,.
Цель: Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать представление об Уральских горах, познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Обучающие задачи:
Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение
Формировать представление у детей как появляются горы;
Уточнить знания детей об использовании камней
Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Развивающие задачи:
Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию у дошкольников.
Развивать воображение и творческую активность, самостоятельную мыслительную деятельность.
Развивать мелкую моторику рук
Развивать связную речь
Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
Воспитательные задачи:
Способствовать умению сотрудничать друг с другом, взаимодействовать для решения общей цели.
Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор
Воспитывать любовь к малой родине.
Воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Педагог:
- Отгадайте загадку:
Моря есть-плавать нельзя,
Дороги есть-ехать нельзя,
Земля есть-пахать нельзя.
Что это? (Карта)
Дети походят к карте России, положенной на столе.
Педагог:
-Почему карта раскрашена разными цветами? (Ответы детей : синий цвет-вода, коричневый – горы, зелёный- лес, жёлтый- пустыня)
-Покажите мне на карте, где мы живём? (Ответы детей : В России, на Урале)
-Как вы видите, богата природа Урала. Есть на Урале и реки и озёра, и поля и луга, и леса и горы.
- А, вы знаете, как появляются горы? (Выдвижение гипотез.)
- Чтобы представить себе как появляются горы, давайте проведём опыт с платком.
Опыт с платком «Как появляются горы»
Материалы: платки на каждого ребёнка
Ход опыта: Причиной возникновения неровностей земной поверхности является земная кора, которая постоянно находится в движении. Она то и дело вздрагивает, опускается, растрескивается или собирается в складки.
Попробуйте взять обычный платок, он будет выполнять роль земной коры и прикрыть им свою ладонь. Если пошевелить пальцами или вовсе их согнуть, то платок приходит в движение: будут сразу образовываться морщинки (горы) и маленькие ущелья (впадины). Аналогичный процесс протекает и в природе только с более медленной скоростью.
Вывод: В результате активного движения земной коры образуются долины, горы, возвышенности и впадины.
Иногда горы возникают в результате извержения вулканов.
Эксперимент «Извержение вулкана»
Материалы: Для проведения опыта нам понадобится пищевая сода (2 чайные ложки, лимонная кислота (2 столовых ложки, немного красной краски, бутылочка из-под «Имунелле», конус из картона со срезанной вершиной (высота около 7 см, немного воды (50 мл, пластилин, поддоны, пластмассовые ложки, мерные стаканчики.
Подготовка: изготовить макет вулкана (на конус из картона налепить пластилин, одеть на бутылочку, закрепив горлышко с конусом пластилином) на поддон установить макет вулкана.
Ход эксперимента: насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в окрашенную воду 2 столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно выливать в жерло вулкана получившийся раствор.
Вывод: Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан.
В тот момент, когда начинается извержение вулкана, из его раскаленного жерла начинает вытекать магма вместе с камнями, грязью и пеплом. Когда процесс извержения заканчивается, вытекшая лава начинает застывать и образовывать горы.
- А вы были когда - нибудь в горах? А хотите?
Виртуальная экскурсия по Уральским горам.
«С севера на юг протянулись Уральские горы, это очень древние горы. С ними связано много легенд и преданий, которые дошли до наших времён. Вот одна из них: «Легенда об Уральских горах»
В далекие времена обитал в этих местах каменный народ. Все у них было каменным руки и ноги, голова и тело. И никто не мог сравниться с каменными людьми силой, и не знали они неудач на охоте и поражений в бою. Но и сердце у этих людей было каменным, а потому не знало оно любви. Правили этим народом семь братьев великанов, которые жили в хрустальном замке.
Однажды, приехал в эту страну чужеземец с именем Мань-Пупы-Ньер. Остановился он в замке братьев великанов и увидел там красавицу сестру братьев Аэлиту. Влюбился чужеземец в красавицу и решили они бежать из страны каменных людей. Утром братья бросились в погоню, и догнали их на вершине одной из гор, Видит Мань-Пупы-Ньер, что спастись бегством уже не удастся, и вступил он в бой с братьями, но что мог сделать он, простой человек, против каменных великанов. И вот сраженный одним из братьев падает возлюбленный Аэлиты, и проклинает она братьев и весь каменный народ, и молит богов отомстить за любимого. И отнимают боги у бездушных каменных людей жизнь.
С тех пор на вершинах Урала стоят скалы-останцы - тела каменных людей. На горе, которая так и называется Мань-Пупы-Ньер, застыли семь великанов братьев».
- Вам понравилась легенда? А теперь попробуйте с помощью Лего набора «Построй свою историю», построить свою легенду об Уральских горах. Подумайте, какие будете использовать кирпичики на верхушке горы, где всегда лежит снег.
Конструирование по замыслу: «Легенда об Уральских горах»
- Обсуждение постройки. Какие детали использовали?
- Давайте соединим наши постройки и наложим их на карту Урала. –
-Посмотрите, какие длинные получились Уральские горы.
- Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», потому что Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части. А ещё и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство. Вот и в Уральских горах – уральском поясе богатств не сосчитать.
- А ещё драгоценности хранили в шкатулках. (Детям показывают шкатулку, наполненную лего кирпичиками и различными камнями).
«Шкатулка ощущений»
Дети по одному подходят к шкатулке и достают из неё по одному камню.
- Это камень – гранит. (Рассматривание под микроскопом). Гранит-это горная порода. Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный.
-У гранита есть давний соперник – это мрамор. (Рассматривание под микроскопом). Мрамор - тоже горная порода. Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из примесей, которые придают ему разную окраску Мрамор - главный отделочный материал, им украшены многие станции.
- Вот кварц «Волосатик». Посмотрите на свет, видите волосы внутри?
(Рассматривание кварца под микроскопом). По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, и превратила лёд в прозрачный камень.
- Этот камень горный хрусталь. (Рассматривание под микроскопом). Он прозрачный, как слеза. По легенде безутешным было горе Аэлиты и её слёзы, превратились в хрусталь, который разлетелся по всему Уралу.
- Этот камень малахит. Единственный в мире узорчатый зелёный минерал. Малахит считается «русским камнем». Из него делают украшения, шкатулки, вазы и др.
- Вот яшма. (Рассматривание под микроскопом). Она разного цвета: красная, синяя, зеленая, фиолетовая, белая и даже черная. Бывает одноцветной, но чаще пятнистой или с разноцветными полосками.
Из яшмы делают ювелирные украшения, скульптуры, посуду, и вазы.
- Жизнь человека на Урале связана с камнями : и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например:
- Если голос звонкий, говорили как? (Серебряный голос.)
- Если глаза голубые? (Бирюзовые глаза).
-Ну, а если характер хороший? (Золотой характер.)
-А что ещё у человека может быть золотым?
- Что значит – сердце золотое?
- Что значит – руки золотые?
- Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).
- Что вы узнали об Уральских горах?
- Как вы думаете, нужен ли камень человеку?
- Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе.