Светлана Трусова
Интегрированное занятие «Русские чудо-валенки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
«Русские чудо – валенки»
Цель: Знакомство детей с русским народным промыслом, который является частью русской истории и культуры, валянием валенок.
Обогащение знаний детей о зимней обуви – валенках, истории и этапах их изготовления.
Задачи:
Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, технологией их изготовления, вариантами украшения.
Публикация «Интегрированное занятие „Русские чудо-валенки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Валенки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Активизировать словарь детей: шерсть, валяние, колодки, шерстобитная машина. Дать представление о профессии сапоговаляльного промысла (валяльщик).
Формировать дружеские взаимоотношения детей через совместную деятельность, игру.
Закрепить умение создавать декоративную композицию, способствовать развитию чувства цвета.
Развивать активное внимание, творческое воображение, самостоятельность.
Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным традициям и промыслам.
Интеграция областей : речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая.
Формы организации совместной деятельности: беседа, игры, мастерская для детского творчества.
Предварительная работа: беседы о валенках, разучивание стихотворений, частушек, пословиц.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: ноутбук, проектор, презентация, оформление выставки «Чудо-валенки», валенки для кукольного театра.
Раздаточный материал: валенки вырезанные из фетра, бусинки разных размеров, элементы узоров вырезанные из фетра, салфетки, клей пва, образцы узоров.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Доброе утро! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть этот день принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Подарим частичку хорошего настроения нашим гостям.
(Слышится шум, появляются два валенка мальчик и девочка из за ширмы)
Валенок (мальчик) : Я правый валенок, поэтому всегда прав!
Валенок (девочка) : Меня раньше изготовили! Я старше, я красивее, я умнее, опытнее и все на свете знаю!
Валенок (мальчик) : Ну, уж нет! Это я умнее!
Воспитатель: Что случилось?
Валенок (девочка) : Опять поссорились…
Воспитатель: Почему? в чем причина вашей ссоры?
Валенок (мальчик) : Мы никак не можем определить, кто из нас самый главный, самый важный.
Воспитатель (обращается к детям) : как вы думаете, можем ли мы помочь валенкам помириться? Как это сделать? (ответы детей)
Я предлагаю вам остаться, и вместе с нами выяснить кто из вас важнее. А для этого я предлагаю отправиться на экскурсию. Ребята, вы любите ходить на экскурсии?
Сегодня я вас приглашаю на экскурсию в музей «Русский валенок».
Воспитатель: Ребята, посмотрите как здесь красиво! Это музей, «Русский валенок» (слайд 1) он находится в городе Кинешма нашей области. Еще в царской России одним из центров по изготовлению валенок был Кинешемский уезд Костромской губернии, ныне Ивановская область. Один из крупнейших центров по производству валенок на этой территории был в деревне Кислячиха. Здесь находился самый крупный валяльный завод в Костромской губернии (слайд 2).
- Ребята, присаживайтесь и давайте вспомним все, что мы знаем о валенках.
Беседа с детьми и показ презентации.
- Ребята, а что такое валенки? (Это обувь.)
- Почему эту обувь назвали - валенками? (Валенки так называют, потому что их валяют, от слова валять (слайд3)
- Как еще называют валенки? (ответы детей)
- Раньше валенки называли по - разному.
В зависимости от региона России:
«пимы» – в Сибири;
«чесанки» и «катанки» – в Нижнем Новгороде;
«валенцы» — в Тамбовской и Тверской областях.
Из какого материала делают валенки? (слайд 4) Правильно из овечьей шерсти.
Какими ножницами стригут животных? (специальными) (слайд 5)
А что делают с шерстью дальше? (ответы детей) Шерсть очищают, моют от грязи, чешут, чтоб она стала мягкой.
Прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое, мягкое полотно (слайд 6).
Из этого полотна словно из пластилина «лепят» форму валенка, вручную выкладывают голенище и подошву (слайд 7)
Вываривают заготовку в кипящей воде (слайд 8)
Затем эту заготовку натягивают на колодку и отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера (слайд 9)
Потом валенок отправляют сушиться, и его остаётся только побрить,
чтобы он сделался мягким и блестящим (слайд 10) А затем валенки подбирают в пары на правую и левую ногу, так что какой валенок важнее? (конечно они оба важны)) Ребята, вы знаете, как называется профессия человека, который изготавливает валенки? Эта профессия называется валяльщик. Валяльщик- это очень старинная профессия. Мастерство изготовления валенок передавалось из поколения в поколения. Валяльщик занимается валянием изделий из шерсти.
Ребята, а вы знаете, чтобы изготовить одну пару валенок мастер затрачивает 3,5 дня. Вот какой процесс долгий и трудный.
В настоящее время открыты мастерские, а в крупных городах появились заводы по производству валенок (слайд 11).
Ребята, кто знает, чем полезны валенки?
Помогают справиться с простудой – согревают.
Не зря говорят:
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть
Надевают валенки.
Раньше старики не снимали валенок даже летом, считалось, что они улучшают действие кровообращения в организме.
Русских солдат зимой обували только в валенки. Для фронта в
годы войны изготовили около 100 миллионов пар валенок (слайд 12) .
В них праздновали масленицу, колядовали, невеста выбирала жениха по валенкам. У кого имелись валенки, считались богатыми людьми. Валенки на Руси были очень дорогим подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству.
(слайд 13) В старину на Крещение девушки гадали, бросали валенок за порог или за забор через плечо - куда его носок укажет, оттуда жди жениха. Ребята, мастера даже сделали валенки-гиганты?
(слайд 14)
В некоторых городах уже несколько лет проходят чемпионаты по метанию валенок (слайд 15)
Ребята, раньше в валенках не только ходили и гуляли, но и еще с ними что-то делали? Как вы думаете, что? (ответы детей). Физкультминутка. Игра «Передай валенок».
Дети встают в круг и под музыку передают валенок. По окончании музыки, у кого остался валенок, тот ребенок танцует в валенке.
А сейчас я предлагаю немного поиграть. Я вам буду бросать мяч и задавать вопрос.
Блицопрос "Чудесные валенки"
1. Традиционная русская зимняя обувь Деда Мороза? (валенки)
2. Почему валенок так назвали? (от слова "валять" шерсть - валенок)
3. Валенки шьют, катают или вяжут? (катают)
4. Из шерсти какого животного чаще всего делают валенки? (из шерсти овцы)
5. Как по-другому называют валенки? (пимы, волнушечки, катанки, чесанки)
6. Какую пользу приносят валенки? (согревают, лечат)
7. Как можно использовать дырявые, непригодные для носки валенки? (сделать стельки для зимней обуви)
8. Почему валенки бывают разного цвета: белые, серые, черные, от чего это зависит? (от цвета шерсти)
Воспитатель: Дети, вот наши валенки поссорились, а можно ли ходить в одном валенке? Сколько валенок мы надеваем одновременно? (два валенка)
Почему мы надеваем два валенка? (потому что у нас две ноги)
Я для вас приготовила интересную картинку. Посмотрите на неё.
Что вы видите на ней?
Дети: Забор, а под забором ноги.
Что надето на ногах?
Дети: На ногах надеты валенки.
Верно. Как вы думаете, сколько детей спряталось за забором?
Дети: четверо.
А почему четверо?
Дети: Потому что 8 валенок, а валенки носят парами. Вот видите, как важны и левый и правый валенки, и ссориться валенкам совершенно не стоит.
Воспитатель: Посмотрите, валенки у ребят совершенно обычные, серого цвета. Давайте с вами побудем дизайнерами и украсим ребятам валеночки. А как вы думаете, чем можно украшать валенки?
Дети: Можно украсить бисером, семенами, бусинками.
Воспитатель: Действительно, способов достаточно много. Валенки украшают и вышивкой, и аппликацией, и украшают разными узорами. Мы сегодня тоже будем дизайнерами и украсим валенки. Проходите в нашу мастерскую, присаживайтесь за столы. (Дети проходят за столы)
Прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним, из каких частей состоит валенок.
(Рассматривают валенок)
Дети: У валенка есть подошва, носок, пятка, голенище.
Воспитатель: Какая часть валенка украшается?
Дети: Украшается голенище. Обратите внимание, украшается внешняя сторона голенища, а не внутренняя. Как вы думаете почему?
Воспитатель: Потому что не будет видно узор.
Воспитатель: Верно. Молодцы. Давайте с вами перед работой разомнём наши пальчики и приступим к делу.
Пальчиковая гимнастика:
Посчитаем в первый раз (хлопки ладонями)
Сколько обуви у нас: (кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки (на каждое название обуви загибают
Для Наташки и Сережки, по одному пальчику, начиная с большого)
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки –
Для малышки Галеньки. (хлопки ладонями)
Воспитатель: У меня на столе лежат готовые шаблоны валенок у каждого по одному. Прошу вас выбрать, какой вам нравится. А валенки как носят?
Дети: Валенки носят парами.
Воспитатель: Правильно, для того чтобы у нас получилась пара, найдите у своих товарищей валенок такого же цвета. Нашли свою пару? Обратите внимание узор на валенках одинаковый, поэтому прежде чем украшать валенки, вам необходимо договориться друг с другом, какой у вас будет узор.
Итак, приступаем к делу. Если кто из вас затрудняется, я вам приготовила образцы узоров.
(Дети делятся на пары, договариваются, как будут украшать валенок, украшают валенки)
Воспитатель: Ох, какие у нас валенки расписные получились. Молодцы.
По морозу, по зиме
Взрослым или маленьким,
Чтобы быть всегда в тепле
Надеваем валенки!
Воспитатель: Подарим мы наши валенки ребятам, что сидят вот здесь на лавочке за забором.
Воспитатель:
- Посмотрите, какие красивые, сказочные валенки у вас получились. Вы сегодня были настоящими модельерами.
Итог занятия :
Воспитатель: Молодцы! Вы выполнили все задания. Дети, что больше всего понравилось? Какие задания были самыми трудными?
- Как вы думаете, какой валенок самый умный, самый быстрый?
Воспитатель (обращается к Валенкам) : каждый из вас важный и нужный. Вы пара валенок. Лучше не спорить, жить мирно. Тогда и жить станет веселее, с трудностями справляться будет легко.
- Ребята, вы сегодня постарались, выполнили все задания. Я вам приготовила смайлики (улыбка - занятие понравилось, грустный - занятие не понравилось) прошу вас выбрать.
Но самое главное – мы смогли помирить правый и левый валенок.
А валенки - наши гости, надеюсь больше не будут ссориться, ведь оба они важны и нужны. До свидания.