Олеся Княжева
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие капельки воды в поисках настроений»
Интегрированное занятие по развитию эмоциональной и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
в старшей группе на тему:
«Путешествие капельки воды в поисках настроений».
Составил: педагог-психолог Княжева О. А.
Цель:
Развитие эмоциональной сферы и формирование представлений о круговороте воды в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с чувством радости, грусти.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие капельки воды в поисках настроений“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
3. Формировать детям элементарное представление о понятии круговорот воды в природе.
Развивающие:
4. Развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей.
5. Развивать умение передавать разные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.
6. Развивать любознательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру.
Воспитательные:
7. Воспитывать уважение к личности товарища и принятие индивидуальности каждого ребенка.
8. Воспитывать умение вежливо общаться с окружающими.
Интеграция по областям:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Физическое развитие
Ожидаемый результат: дети приобретут уверенность в выражении эмоций «радость и «печаль»»; смогут использовать полученные знания об эмоциях в повседневной жизни; повысится познавательный интерес к явлению окружающей среды (круговорот воды в природе).
Методы и приёмы
1. Игровой (игра-путешествие)
2. Словесный (беседа, объяснения, разъяснения)
3. Наглядно-практический (показ, работа с макетом и пиктограммами)
Материалы и оборудование
Демонстрационный:
Мольберты магнитные с картинками солнце и туча, игрушка Боб, игрушка Капелька, магнитофон, аудиозаписи - Александр Флярковский «Беги ручеек», Мазурка (балет «Капелия», Марк Минков «Дождя не боимся»; значки радость и печаль, пиктограммы радость (солнышко) и грусть (тучка, макет «Круговорот воды в природе».
Раздаточный:
Набор для выкладывания пиктограмм на каждого ребенка, карточки для рефлексии на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Изготовление атрибутов.
Ход занятия
I этап. Организационный, мотивационный
Стук в дверь. (Появляется педагог в роли Капельки.)
Педагог: - Здравствуйте, ребята! (представиться)
-Я потеряла своего друга, вы случайно его не встречали? (показывает портрет).
(Раздается стук, педагог выглядывает за дверь и заходит в группу с игрушкой).
Педагог: - Ребята, вот же он, мой друг. Его зовут Боб. Боб, где же ты был?
- Ой, ребята, Боб рассказал, что потерял свои настроения и теперь совсем не знает, что ему делать.
-Не волнуйся, Боб, я помогу тебе найти твои настроения, вот только мне нужны помощники. А где же их взять?
(дети предлагают свою помощь или педагог инициирует детей сам)
Педагог - Ребята, а ведь мы еще не познакомились, давайте же скорее сядем в круг и познакомимся.
Игра «Давайте знакомиться»
(игра проводится с использованием игрушки «Капелька», передаем игрушку по кругу и называем свое имя).
Педагог: - Чтобы найти настроения нашего друга, мы с вами отправимся в путешествие, вы любите путешествовать? (ответы детей)
- Замечательно!Я капелька воды, как вы думаете, где я живу? Куда же мы с вами отправимся? (ответы детей)
-Давайте отправимся в один из моих домиков, в Ручеёк. Но для этого вы сами должны превратиться в капельки.
-Давайте возьмемся за руки, закроем глазки и превращаемся в капельки.
Звучит аудиозапись Александра Флярковского «Беги ручеек»
Открывайте глаза и вот вы уже не мальчики и девочки, а капельки воды.
Скорее сливайтесь в ручеек, становитесь друг за другом.
Педагог и дети двигаются змейкой до магнитной доски с солнцем.
II этап. Практический
Беседа по пиктограмме «Радость».
Педагог:- Посмотрите, ребята, вот солнышко! А какое у вас бывает настроение, когда ярко светит солнце? (радостное, веселое)
-Покажите на своих лицах радостное настроение.
-Посмотрите друг на друга, как можно узнать радость по лицу? Что происходит с нашим ртом, выражением глаз, бровями? (ответы детей)
- Что это за чувство? (Да, это радость).
- А у вас часто бывает радость? От чего? (ответы детей)
-Давайте попробуем изобразить радостного человека.
-Покажите, какая поза и какая походка у радостного человека (дети выполняют задание).
Игра «Когда я радуюсь.»
Педагог предлагает закончить предложение «Когда я радуюсь.».
(если дети затрудняются, даю образец ответа)
Практическая работа с пиктограммой «Радость»
Педагог - Ребята, давайте и нашему солнышку сделаем радостное лицо.
(приклеиваем глаза, брови, нос, рот). Посмотрите, правильно я все собрала? У радостного лица есть улыбка, глаза прищурены, брови приподняты. Получилась у нас радость у Солнышка? Какое настроение у него сейчас? Какое чувство? (ответы детей)
Вот оно – первое настроение Боба – радостное.
Педагог: Молодцы, ребята! А мы продолжаем наше путешествие!
- Кто знает, что происходит с водой, когда солнце сильно нагревает ее?
(ответы детей)
- Она превращается в пар. Сейчас и мы с вами превратимся в пар.
Психогимнастика «Капельки»
Садимся на ковер, закройте глаза и представьте, что солнышко пригревает все сильнее и сильнее, мы становимся все меньше и меньше, легче, стали совсем легкие.
Звучит аудиозапись - Мазурка (балет «Капелия»)
Давайте встанем и полетаем, мы превратились в легкий пар и полетели на небо. Ух, как далеко мы залетели! Давайте соберемся в красивое облачко.
(дети берутся за руки)
Это и есть мой второй дом – облако, сюда я попадаю в виде пара!
Педагог: - Ребята, чувствуете, как стало холоднее? Ветерок подул сильнее.
Аудиозапись шум ветра.
Мы снова превращаемся в капельки, наше облачко становится все тяжелее и вот превратилось в тучу. Большую, тяжелую и темную. Посмотрите, ребята, вот она эта туча!
Беседа по чувству «Печаль».
Педагог - Как вы думаете, какое у тучи настроение? Белое облако превратилось в темную тучу. Какое у нее настроение? Ей стало тяжело, она немного устала, мы все выросли, нам очень тесно в тучке. (ответы детей)
- Верно, ребята, грустное настроение.
-Покажите на ваших лицах грустное настроение.
-Посмотрите друг на друга, как можно узнать грусть по лицу? Что происходит с нашим ртом, выражением глаз, бровями? Что это за чувство? Да, это грусть, печаль. (ответы детей)
Практическая работа с пиктограммой «Грусть»
Педагог - Ребята, давайте и нашей тучке сделаем грустное лицо.
(приклеиваем глаза, брови, нос, рот). Посмотрите, правильно я все собрала? Получилась у нас грустное выражение лица у тучки? Какое настроение у него сейчас? Какое чувство, какая эмоция? (ответы детей)
Ребята, как вы думаете, такая эмоция нужна человеку?
(Объяснения детям, что все эмоции важны и нужны, чем эмоция «печаль» полезна).
Педагог- А вот мы нашли и второе настроение Боба - грустное!
Педагог – Ребята, а что нужно сделать, чтобы тучка стала веселой?
(Развеселить ее, рассмешить, поиграть с ней)
Ей грустно от того, что тяжело держать столько капелек воды внутри. Посмотрите, какие мы снова стали большими и сильными!
А как вы думаете, что происходит, когда вода в туче снова превратилась из пара в капельки? (ответы детей)
- Правильно, идет дождь! Давайте же и мы вернемся обратно в наш ручеёк!
Аудиозапись - Марк Минков - Дождя не боимся
Педагог - Вот мы с вами веселыми капельками и вернулись в наш Ручеёк.
III этап. Рефлексивный
Педагог – Давайте вспомним, где мы сегодня побывали?
Работа с макетом «Круговорот воды в природе»
Педагог - Сначала мы были капельками в ручейке, потом превратились в пар и собрались в облачко, потом снова превратились в капельки воды и вернулись в ручеек в виде дождя. А зимой капельки превращаются в снежинки.
Это природное явление называется круговорот воды в природе.
Педагог - А теперь, вспомните, сколько настроений мы нашли для нашего Боба? Какие это настроения? У радостного настроения какое чувство – (радость? А у грустного – (грусть, печаль?
Давайте же скорее вернемся в наш детский сад и подарим Бобу его настроения.
Закрывайте глаза, (звучит аудиозапись – «Превращение», ну вот мы и вернулись.
Педагог - Давайте скорее подарим Бобу настроения.
- Ребята, что вам понравилось больше всего? (ответы детей) А что показалось сложным (ответы детей)
Педагог- А теперь давайте поиграем в игру. Если у вас было радостное настроение во время путешествия – выберите солнышко, или тучку, если было грустное и приклейте их на доску.
- А за то, что вы так здорово помогли мне найти для Боба его настроения, мы хотим подарить вам подарки! В каждом конвертике находится солнышко и тучка, эмоцию которых вы можете собрать самостоятельно.
Спасибо, ребята, за помощь. А нам с Бобом пора, до свидания!