Любовь Никитина
«Прошла зима холодная». Интегрированное занятие по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интегрированного занятия
Ознакомление с окружающим
Экология
Рисование
(ОО «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»)
Тема: «Прошла зима холодная»
Выполнила воспитатель МБДОУ д/с №8
Никитина Л. В.
Г. Рассказово
Публикация «„Прошла зима холодная“, Интегрированное занятие по экологии в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: обобщение представлений детей о зиме, как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям; о погодных условиях в зимнее время; формированию и обобщению представлений о зависимости состояний растений от внешних условий; формированию эмоционально- эстетического отношения к зимним явлениям природы; обобщению представлений о зимних забавах детей, труде взрослых, об одежде ; воспитывать заботу о своём здоровье; закреплять умения детей обводить трафареты, самостоятельно дорисовывать мелкие детали, развивать мелкую моторику рук.
Развивающая среда: конверт с письмом от детей Южной Африки, модели «растений, птиц и животных», мяч, аудиозапись П. И. Чайковского из альбома «Времена года», большой красивый конверт.
Для изодеятельности: листы белой бумаги, цветные и простые карандаши, трафареты.
Организационный момент.
(Звучит медленная, спокойная музыка.)
Дети с воспитателем стоят в кругу на ковре, держась за руки, улыбаются друг другу.
- Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, птички поют, у всех отличное настроение. Давайте немножко отдохнём и настроимся на занятие.
Самомассаж лица:
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем,
Пальчики сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щёчки.
(Дети проходят к доске и становятся полукругом).
Воспитатель (показывает письмо). Ребята, вчера я получила письмо от детей из Африки. Послушайте, что они пишут.
_Здравствуйте ребята! Пишут вам дети из южной страны Африки. Мы никогда не видели зиму, потому что у нас круглый год лето и очень жарко. А говорят она очень красивая и интересная. Расскажите нам про нее подробнее. Мы будем очень рады.
Ваши друзья.
Воспитатель: Да, обидно, что ребята не знают, каким прекрасным может быть это время года. Вот я и подумала. Ведь мы с вами так много всего знаем о зиме. Правда?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте поможем детям из Африки рассказать о зиме. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Воспитатель: О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Зима владычица трёх месяцев. Каких?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие изменения в природе произошли зимой?
Ответы детей: Зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи. Солнце греет мало. Небо серое, на нём часто бывают облака, тучи, из которых идет снег. В ветреную погоду бывает метель, позёмка и вьюга.
(Выставляют на доске условные обозначения).
Воспитатель: Что происходит с растениями?
Ответы детей: Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зелёные иголки.
Воспитатель: Как зимуют растения?
Ответы детей: Под снегом зимуют семена трав, корни, луковицы.
Воспитатель: Почему зимой мы не встречаем насекомых?
Ответы детей: Насекомые зимой не летают, они спят, а некоторые прячутся в трещины коры деревьев, под листья и уходят глубоко в землю.
(Выставляют на фланелеграфе условные обозначения).
Воспитатель: Что произошло в жизни птиц зимой? В их поведении?
Ответы детей: Перелётные птицы улетели в тёплые края, зимующие остались и перебрались поближе к людям.
Воспитатель: Каких птиц можно видеть зимой?
Ответы детей: Синиц, снегирей, воробьёв и. т. д.
Воспитатель: А как зимуют дикие животные в лесу?
Ответы детей: Зайцы и белки поменяли свои шубки на зимние. Медведь, барсук и еж накопив жир спят. Лиса охотится на мышей, волк на зайцев. Белка ест свои запасы орехов и желудей.
(Выставляют условные обозначения на фланелеграфе).
Воспитатель: Как зимуют домашние животные?
Ответы детей: О них заботятся люди. Переводят жить их в тёплые сараи, дают им корм.
Воспитатель: Как человек может помочь птицам и зверям пережить суровую зиму?
Ответы детей: Подкармливать их. Развешивать кормушки, насыпать корм. В лесу животным помогает лесник.
Воспитатель: Подумайте, ребята, а как человек приспосабливается к зиме?
Ответы детей: Утепляет своё жилище, надевает зимнюю одежду. Расчищает дорожки, посыпает песком лед и. т. д.
Воспитатель: В какие игры вы любите играть зимой?
Ответы детей: Кататься на лыжах, коньках, санках, играть в хоккей, лепить снеговика и. т. д.
Воспитатель: А есть еще одна игра, в которую мы сейчас поиграем. Повторяйте за мной.
Физкультурная пауза:
Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются)
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх, на дорожках (наклон вниз)
На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки).
Воспитатель: Ребята давайте придумаем красивые слова-определители к слову «зима».
Ответы детей: Волшебница,чудесница, красавица.
Игра «Приметы зимы».
(Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, у кого мяч, тот называет примету зимы.)
Воспитатель: Ребята, я вот что подумала: вы много интересного рассказали о зиме, для того чтобы ребята из Африки поняли, за что можно любить зиму, давайте приготовим для них подарок-сюрприз, который всегда будет напоминать им о том, какой бывает зима. Нарисуем зиму.
Что вы хотите нарисовать?
(Опрос детей)
Воспитатель: Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая игра «МОЯ СЕМЬЯ».
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Самостоятельная работа детей. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Воспитатель помогает детям, используя словесные и тактильные приемы.
Воспитатель: рисунки готовы. Несите их мне.
(Соединить детские работы так, чтобы получилась единая композиция)
Посмотрите, какая чудесная картина у нас получилась.
Как вы думаете, удалось ли нам сегодня на занятии показать и рассказать о зиме так, чтобы дети, которые написали мне письмо, смогли полюбить это время года так же, как любим его мы?
Ответы детей.
Воспитатель: Спасибо вам за работу. Я обязательно отправлю эти рисунки детям в далёкую южную Африку. Надеюсь, что они пришлют нам ответ с благодарностью. Будем ждать?
Заключительная часть. А теперь, ребята, я предлагаю встать в круг и положить руки на сердце, послушать, как оно стучит. И вот уже нам кажется, что у нас не одно сердце, а много. И каждое из сердец неисчерпаемая чаша любви и добра. Яркий и теплый свет добра разливается по всему телу, рукам, ногам так, что уже не вмещается в вас. Так давайте пошлём добра и любви всем животным и растениям, находящимся на нашей планете. И может быть им станет чуточку теплее и лучше, от того, что они почувствуют, что их кто-то любит, что они кому-то нужны.