МААМ-картинки

Интегрированное занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами «Матрешка»

Ирина Калугина
Интегрированное занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами «Матрешка»
▼ Скачать +Заказ

Цели:

1. Обобщение и систематизация представлений детей о народной игрушке и народных промыслах, истории возникновения русской народной игрушки - матрешки.

2. Развитие творческой фантазии и самостоятельности детей в придумывании и рисовании орнамента для матрешки.

3. Развитие мелкой моторики детей в процессе использования различных техник рисования.

Задачи:

Образовательные:

- обобщение знаний детей о народных промыслах и об истории возникновения русской народной игрушки;

Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами „Матрешка“» размещена в разделах

- формирование представлений о различных техниках росписи матрешек;

- пополнение и активизация словаря детей по заданной теме.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики детей путем формирования навыков рисования различных цветочных орнаментов;

- развитие связной монологической и диалогической речи детей.

Воспитательные:

- формирование эстетического восприятия окружающего мира;

- воспитание трепетного отношения и уважения к народным традициям, развитие чувства патриотизма;

- закрепление представлений о тесной взаимосвязи между всеми видами народного творчества: народными промыслами, фольклором (загадки, песенки, сказки, народные подвижные и хороводные игры).

Материал для занятий:

- матрешки, демонстрационный материал по теме;

- принадлежности для рисования: кисти, тычки, стаканчики с водой, тряпочки, краски "гуашь";

- "белье" матрешек;

- аудиозаписи со звуками народной музыки, песен, звуками деревни, леса.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу предложить вам путешествие в далекое прошлое, вы согласны? Давайте представим, что мы с вами перенеслись на много лет назад в русскую деревню (включается аудиозапись с народной музыкой и звуками деревни). Вы, ребятки, будете крестьянскими детками, а я, кем же буду я? В каждой деревне были старичок или старушка, знавшие и пересказывавшие много народных сказок и былин. Звали их сказителями. Так вот я буду сказительницей. А вы будете мне помогать придумывать сказку? Сказку мы с вами будем придумывать не простую, сказку мы придумаем художественную.

Жила-была. Под платком спряталась наша героиня. Вы загадку отгадайте, она и покажется:

Словно репка она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок - глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская. (матрешка).

Правильно, ребята. Самыми любимыми игрушками у детей были матрешки. А вы знаете еще загадки о матрешках? (далее дети загадывают друг другу подготовленные дома с родителями загадки про матрешек).

Много знаете загадок про нашу героиню. Молодцы! А как появилась матрешка? Кто-нибудь из вас знает?

Давным-давно мастера вырезали из дерева яйцо, пустое внутри, разнимающееся на две половинки. В большое яйцо вкладывали яйцо поменьше и так далее. А потом придумали мастера куклу-матрешку. Вырезали матрешек из дерева, начиная с самой маленькой. В одной матрешке могло быть до 12 куколок. Затем матрешек украшали орнаментом (росписью, рисунком) и покрывали лаком, от чего они становились ярче и блестели. Готовых матрешек мастера везли на ярмарку, где их покупали купцы со всей Руси и увозили в свои земли. Так о матрешке узнала вся Русь.

Давайте, ребята, рассмотрим матрешку. Она, действительно, похожа на яйцо. Попробуйте назвать, какая матрешка (гладкая, деревянная, красивая, расписная, нарядная, загадочная.).

Что-то мы засиделись, ребята. Давайте, как в старые добрые времена, поводим хоровод-игру. Дети водят хоровод с элементами игры.

Стук в дверь и входит матрешка.

Воспитатель: Здравствуй, гостья дорогая! Кто ты и откуда?

Матрешка: Я полхов-майданская матрешка.

Над речкой Полховской село стоит.

Деревянные игрушки там народ мастерит.

Грибочки, лошадки, матрешки

Красуются там на окошке.

На столах - расписная посуда,

Я, ребята, приехала оттуда.

А в лукошке моем, посмотри,

Сестрички мои, что живут на Руси.

Открывает лукошко, показывает изображения матрешек.

- Эта сестричка - семеновская матрешка, а эта сестричка с моей родины - Полхов-Майдана. (изображения закрепляются на мольберте)

Ой, беда! А с этих моих сестричек пропала роспись (достает не расписанных матрешек). Кто же это сделал?

Воспитатель: Не расстраивайся, матрешечка, мы тебе поможем. Ты ведь попала в сказку о матрешке. Сейчас мы с ребятами превратимся в мастеров по росписи матрешек и поможем тебе вернуть красивый наряд твоим сестричкам.

Матрешка: А вы сможете?

Воспитатель: Давай проверим, что наши ребята знают о росписи матрешек.

Вопросы детям:

- Какую одежду нужно нарисовать матрешкам? (платочек, сарафан, передничек).

- Какие цвета будем использовать? (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, белый, немного черного).

- Каких цветов больше - холодных или теплых? (теплых: красный, желтый, оранжевый. Холодные цвета: зеленый, белый, синий).

- Какими элементами будем расписывать матрешек? (травка, цветы, ягоды, листья, завитки, точки).

- Что нам необходимо для росписи? (кисти, краски, тычки для крупных точек и ягод).

Воспитатель: Видишь, матрешка, мы с ребятами знаем много о росписи матрешек. Тебе понравились наши ответы? Давайте теперь приступим к работе. А ты нам подсказывай, если что не так.

Дети приступают к росписи матрешек.

Звучат русские народные наигрыши, словно мы попали на ярмарку.

Под веселую музыку дети показывают свои работы, танцуют с игрушками.

Матрешка с детьми обсуждает и выбирает самые красивые работы детей, благодарит их за помощь, угощает баранками, как на настоящей ярмарке.

Публикации по теме:

Проект «Народная игрушка матрешка»Проект «Народная игрушка матрешка» Здравствуйте уважаемые коллеги! Работая над темой "Знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями", мной были разработаны.

Проект «Русская народная игрушка» Проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Авторы: воспитатели ОДОД ГБОУ СОШ № 458 ,6 средней группы Воронянская Ю. Н и Кочергина И. В. Вид проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами «Матрешка»
Опубликовано: 21 октября 2014 в 22:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами «Матрешка»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Калугина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД