Ирина Калугина
Интегрированное занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами «Матрешка»
▼ Скачать +Заказ
Цели:
1. Обобщение и систематизация представлений детей о народной игрушке и народных промыслах, истории возникновения русской народной игрушки - матрешки.
2. Развитие творческой фантазии и самостоятельности детей в придумывании и рисовании орнамента для матрешки.
3. Развитие мелкой моторики детей в процессе использования различных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
- обобщение знаний детей о народных промыслах и об истории возникновения русской народной игрушки;
Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами „Матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- формирование представлений о различных техниках росписи матрешек;
- пополнение и активизация словаря детей по заданной теме.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики детей путем формирования навыков рисования различных цветочных орнаментов;
- развитие связной монологической и диалогической речи детей.
Воспитательные:
- формирование эстетического восприятия окружающего мира;
- воспитание трепетного отношения и уважения к народным традициям, развитие чувства патриотизма;
- закрепление представлений о тесной взаимосвязи между всеми видами народного творчества: народными промыслами, фольклором (загадки, песенки, сказки, народные подвижные и хороводные игры).
Материал для занятий:
- матрешки, демонстрационный материал по теме;
- принадлежности для рисования: кисти, тычки, стаканчики с водой, тряпочки, краски "гуашь";
- "белье" матрешек;
- аудиозаписи со звуками народной музыки, песен, звуками деревни, леса.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу предложить вам путешествие в далекое прошлое, вы согласны? Давайте представим, что мы с вами перенеслись на много лет назад в русскую деревню (включается аудиозапись с народной музыкой и звуками деревни). Вы, ребятки, будете крестьянскими детками, а я, кем же буду я? В каждой деревне были старичок или старушка, знавшие и пересказывавшие много народных сказок и былин. Звали их сказителями. Так вот я буду сказительницей. А вы будете мне помогать придумывать сказку? Сказку мы с вами будем придумывать не простую, сказку мы придумаем художественную.
Жила-была. Под платком спряталась наша героиня. Вы загадку отгадайте, она и покажется:
Словно репка она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок - глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская. (матрешка).
Правильно, ребята. Самыми любимыми игрушками у детей были матрешки. А вы знаете еще загадки о матрешках? (далее дети загадывают друг другу подготовленные дома с родителями загадки про матрешек).
Много знаете загадок про нашу героиню. Молодцы! А как появилась матрешка? Кто-нибудь из вас знает?
Давным-давно мастера вырезали из дерева яйцо, пустое внутри, разнимающееся на две половинки. В большое яйцо вкладывали яйцо поменьше и так далее. А потом придумали мастера куклу-матрешку. Вырезали матрешек из дерева, начиная с самой маленькой. В одной матрешке могло быть до 12 куколок. Затем матрешек украшали орнаментом (росписью, рисунком) и покрывали лаком, от чего они становились ярче и блестели. Готовых матрешек мастера везли на ярмарку, где их покупали купцы со всей Руси и увозили в свои земли. Так о матрешке узнала вся Русь.
Давайте, ребята, рассмотрим матрешку. Она, действительно, похожа на яйцо. Попробуйте назвать, какая матрешка (гладкая, деревянная, красивая, расписная, нарядная, загадочная.).
Что-то мы засиделись, ребята. Давайте, как в старые добрые времена, поводим хоровод-игру. Дети водят хоровод с элементами игры.
Стук в дверь и входит матрешка.
Воспитатель: Здравствуй, гостья дорогая! Кто ты и откуда?
Матрешка: Я полхов-майданская матрешка.
Над речкой Полховской село стоит.
Деревянные игрушки там народ мастерит.
Грибочки, лошадки, матрешки
Красуются там на окошке.
На столах - расписная посуда,
Я, ребята, приехала оттуда.
А в лукошке моем, посмотри,
Сестрички мои, что живут на Руси.
Открывает лукошко, показывает изображения матрешек.
- Эта сестричка - семеновская матрешка, а эта сестричка с моей родины - Полхов-Майдана. (изображения закрепляются на мольберте)
Ой, беда! А с этих моих сестричек пропала роспись (достает не расписанных матрешек). Кто же это сделал?
Воспитатель: Не расстраивайся, матрешечка, мы тебе поможем. Ты ведь попала в сказку о матрешке. Сейчас мы с ребятами превратимся в мастеров по росписи матрешек и поможем тебе вернуть красивый наряд твоим сестричкам.
Матрешка: А вы сможете?
Воспитатель: Давай проверим, что наши ребята знают о росписи матрешек.
Вопросы детям:
- Какую одежду нужно нарисовать матрешкам? (платочек, сарафан, передничек).
- Какие цвета будем использовать? (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, белый, немного черного).
- Каких цветов больше - холодных или теплых? (теплых: красный, желтый, оранжевый. Холодные цвета: зеленый, белый, синий).
- Какими элементами будем расписывать матрешек? (травка, цветы, ягоды, листья, завитки, точки).
- Что нам необходимо для росписи? (кисти, краски, тычки для крупных точек и ягод).
Воспитатель: Видишь, матрешка, мы с ребятами знаем много о росписи матрешек. Тебе понравились наши ответы? Давайте теперь приступим к работе. А ты нам подсказывай, если что не так.
Дети приступают к росписи матрешек.
Звучат русские народные наигрыши, словно мы попали на ярмарку.
Под веселую музыку дети показывают свои работы, танцуют с игрушками.
Матрешка с детьми обсуждает и выбирает самые красивые работы детей, благодарит их за помощь, угощает баранками, как на настоящей ярмарке.