Жанна Казяба
Интегрированное занятие по речевому развитию с использованием элементов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по речевому развитию с использованием элементов мнемотехники
(группа компенсирующей направленности для детей подготовительного дошкольного возраста с нарушением речи (ФФНР)
Цель и задачи занятия:
Совершенствовать умения детей составлять пересказ с использованием элементов мнемотехники (видеокадров).
Уточнять и формировать словарный запас детей через подбор синонимов к слову «эврика», подбор определений к существительным «ёжик», «ворона».
Публикация «Интегрированное занятие по речевому развитию с использованием элементов мнемотехники» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать грамматический строй речи через образование притяжательного прилагательного «ежиная» (семья).
Закреплять умение произносить звук [р] в словах.
Дополнять сказочный образ в рисовании по содержанию (кудряшки у ежонка) элементами: завиток и непрерывная петлеобразная линия, развивая при этом мелкую моторику рук.
Продолжать развивать у детей умственную активность.
Воспитывать у детей доброжелательное отношение ко всем окружающим: надо любить и уважать всех такими, какие они есть.
Материал:
Телевизор, видеомагнитофон, в бандероли видеокассета с записью м/ф «Ёжик должен быть колючим?», магнитофон, аудиокассета с песенкой из этого мультфильма, простые карандаши по числу детей, листы бумаги с контурами ёжиков.
Предварительная работа:
• Чтение сказки Т. Уманской «Ёжик должен быть колючим?»
• Рассматривание иллюстраций к сказке.
• Лексико-грамматические упражнения на подбор определений к
существительным.
• Упражнение в рисовании завитка и непрерывной петлеобразной
линии.
1 этап. Организационный.
Воспитатель: Сегодня в детский сад почтальон принёс бандероль, адресована она детям нашей группы. А вы, ребята, хотите посмотреть, что же нам прислали?
Воспитатель вскрывает бандероль и достаёт оттуда видеокассету. Показывает её детям, обращает внимание на картинку (на коробке от кассеты изображён кудрявый ёжик).
Воспитатель: Ребята, вам знаком этот персонаж?
- Кто же это? (ответы детей: ёжик, кудрявый ёжик, ёжик из сказки).
Припомните, я вчера вечером читала вам про него сказку. Как она называлась? (ответы детей)
-Кто автор этой сказки?
-А если у сказки есть автор, то значит, какая это сказка? (авторская)
Воспитатель: Сказку вы слушали, а теперь давайте посмотрим мультфильм по ней.
Воспитатель включает видеомагнитофон, м/ф идёт, но без звука (звук заранее специально убирается).
Воспитатель: Ребята! Что-то случилось с видеомагнитофоном: изображение есть, а звука нет! Как жаль! У нас проблемная ситуация! Так хочется посмотреть сказку! Да и гости наши с удовольствием посмотрели бы этот замечательный мультик. Как же нам быть?
Воспитатель подталкивает детей к решению ситуации.
Воспитатель: Дети, вы же знаете содержание сказки. А может мы сами попробуем озвучить м/ф? Как вы думаете, мы справимся? Я буду показывать м/ф небольшими отрывками-кусочками, а вы будете рассказывать о том, что происходит на экране. Но давайте сначала вспомним с вами, о чём эта сказка.
2 этап.
Припоминание сказки по вопросам с проведением лексико-грамматических упражнений.
Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию сказки.
-Кто главный герой сказки? (ёжик)
-А какой он? Воспитатель проводит упражнение «Назови, какой?» (кудрявый, маленький, грустный, доверчивый, испуганный, добрый, трудолюбивый).
-Каких ещё героев из сказки вы запомнили? (папа-еж, мама-ежиха, братья-ежата). Воспитатель проводит игру «Назови семейку».
-Ребята, а как мы назовём одним словом семью ежей? Семья, где живут ежи чья? (ежиная)
-А ещё какого героя вы не назвали? (ворону) Воспитатель повторно проводит игру «Назови, какая?».
-Какая ворона была в сказке? (чёрная, вредная, неугомонная, догадливая, непоседливая, думающая, коварная, спящая, белая, седая)
-Что ворона стала советовать ежу с ежихой и почему? (выпрямить кудри ежонку, потому что он не такой как все)
-Давайте вспомним, какие советы давала ворона?
-Какой первый совет? (привязать кудрявые колючки к колышкам и ждать, пока они выпрямятся)
-Припомните, какой второй совет? (постричь ёжика)
-Что за третий совет дала ворона? (вымазать кудряшки смолой)
-Вспомните, что закричала ворона перед третьим советом? (эврика) Воспитатель проводит упражнение на подбор синонимов к этому слову «Назови то же самое, но другим словом». Детям предлагается придумать слова-синонимы к слову «эврика» (придумала, идея, мысль, наверное так, ура, нашла)
-Какой последний совет дала ворона? (напугать ёжика)
-Помогли ли советы вороны ежонку? (нет)
-А ёжик и его родители растроились? (нет)
-Почему? (родители всегда любят своих детей такими, какие они есть)
-Что произошло с вороной в конце сказки? (ворона побелела и стала не такая, как все)
Воспитатель обобщает ответы детей: «Тогда ворона поняла, что нехорошо смеяться над другими и надо уважать и любить окружающих такими, какие они есть».
3 этап.
Просмотр видеокассеты с озвучиванием детьми мультфильма.
Воспитатель: Молодцы! Всё правильно вспомнили! Итак, начинаем просмотр! Будьте внимательны! Вам надо будет рассказать о том, что происходит на экране словами из сказки.
Дети смотрят м/ф по частям-отрывкам. После каждого просмотренного отрывка воспитатель вызывает ребёнка, предлагает ему озвучить увиденное на экране. Каждому ребёнку перед выступлением даётся установка, например: «Вова, рассказывай не торопясь, следи за своим язычком! И не забудь слова, которые использовал автор в сказке.
Каждое выступление оценивается, например: «Скажите, всё ли правильно рассказал Вова, ничего не пропустил?»
По ходу рассказывания воспитатель проводит с детьми автоматизацию звука р,например: «Максим! Скажи, как каркала ворона? Каким словом она назвала колючки у ёжика? (очаровательные)».
В середине занятия воспитатель проводит с детьми физкультминутку с элементами на развитие общей моторики и мимических упражнений.
Воспитатель говорит детям: «Вокруг себя повернитесь - и в ежат превратитесь», Воспитатель даёт задания:
-Покажите колючих ежей (растопырить пальцы, руки поднять вверх);
-Покажите кудрявых ежей (рисование спиралей в воздухе пальцами над головой);
-Покажите только выражением лица настроение ежей: весёлое, грустное, испуганное (мимика).
Далее воспитатель предлагает: «А теперь вокруг себя повернитесь - и в ворон превратитесь».
-Покажите, как ворона машет крыльями (взмахи руками);
-Как щёлкает клювом (приоткрывать сложенные лодочкой ладони);
-Покажите выражением лица задумчивую ворону, удивленную.
Воспитатель: «А теперь снова вокруг себя повернитесь - и в детишек превратитесь».
После просмотра м/ф воспитатель спрашивает у детей: «Ребята, вам понравилось озвучивать сказку? Давайте спросим у гостей, всё ли понятно им было?»
Дети обращаются к гостям.
Воспитатель хвалит детей: «Молодцы, вы очень постарались. Сказка получилась чудесная, замечательная».
4 этап. Заключительный.
Пририсовывание элементов к сказочному герою с развитие мелкой моторики рук.
Воспитатель: Ребята, чтобы ёжику из этой сказки не было так грустно, что он один такой необычный, давайте нарисуем ему таких же друзей как и он – кудрявых ёжиков.
Дети проходят к столу. Воспитатель обращает внимание на обложку кассеты с изображение кудрявого ёжика и показывает детям в воздухе, как рисовать кудряшки завитками и непрерывной петлеобразной линией. Дети проводят имитацию указательным пальцем правой руки в воздухе. Затем воспитатель даёт детям листы бумаги с силуэтами ёжиков и предлагает дорисовать у них кудряшки. Во время работы детей воспитатель включает аудиокассету с песенкой вороны и ежа из этого мультфильма.
В конце подводит итог, хвалит работы и предлагает их оставить ёжику (теперь у ёжика появилось много друзей). Воспитатель благодарит детей.