Тамара Сальникова
Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе с использованием стихотворения Агнии Барто «Кораблик».
Цель:
развитие речи детей 4-5 лет посредством художественной литературы.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с творчеством Агнии Барто;
- закрепить в памяти детей стихотворения любимой писательницы;
- развивать интерес к рифмованным текстам;
- учить воспроизводить усвоенные знания в продуктивной деятельности;
- продолжать учить детей делать треугольники из квадратов.
Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе с использованием стихотворения Агнии Барто „Кораблик“,» размещена в разделах
- Барто А.Л. Конспекты занятий
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- «Кораблик», Барто А.Л.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Оборудование: портрет Агнии Барто, иллюстрации к стихотворения из цикла Агнии Барто "Игрушки", картинки: нитка в руке, матросская шапка, кораблик, лягушки; листы бумаги голубого цвета; вырезанные из бумаги детали корабля: палуба, окошко; квадраты белой бумаги для вырезания парусов; простые карандаши, клеющие карандаши.
Ход занятия.
Дорогие, ребята, сегодня мы с вами поговорим об одной, очень хорошой писательнице, авторе стихотворений для детей Агнии Барто. (рассказ сопровождается показом портрета Агнии Барто, а также иллюстрациями к знакомым для детей стихотворениям из цикла "Игрушки")
Вы уже много знаете об этой писательнице, ведь в младшей группе мы учили и читали многие из ее стихотворений.
Сегодня я хочу поближе познакомить вас с творчеством Агнии Барто, рассказать о ее биографии. А потом мы вспомним с вами знакомые стихотворения и выучим новое.
Агния Барто (в девичестве фамилия Волова) появилась на свет 17 февраля 1906 года. апа, Лев Николаевич Волов, трудился ветеринарным врачом. Мама, Мария Ильинична Волова (девичья фамилия Блох, вела домашнее хозяйство и воспитывала дочь.
Всё детство Агнии Барто прошло, как подобало в те времена обеспеченной интеллигентной семье, с няней, приехавшей из деревни; гувернанткой, говорившей на французском языке; обедами с ананасовым десертом по воскресеньям.
Агния получила начальное образование дома, руководил им отец, он обожал искусство и мечтал, чтобы дочь стала знаменитой балериной. Она прилежно занималась танцами долгое время, но особенного таланта в этом деле не проявлялось.
А вот писать стихи девочка начала с ранних лет. Обучаясь в гимназии, Агния и её подружки увлекались поэзией Ахматовой, сами пробовали писать. Но получалось не у всех. А у Агнии выходило, причём неплохо. Тем не менее занятия балетом она не бросала, училась и в гимназии, и в балетной школе.
Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведёт с маленькими читателями, как будто автор — их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Володин портрет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — речь будто бы идёт о хорошо знакомых Лёшеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.
Дети, посмотрите на портрет Агнии Барто. Как вы думаете, каким человеком она была?
Дети отвечают: доброй красивой, любила детей, умной.
А теперь давайте поиграем в игру. Проводится пальчиковая гимнастика «Наша Таня».
Наша Таня…
Наша Таня громко плачет, хлопки ладонями; ладони сжаты в кулачки,
вращательные движения около глаз
Уронила в речку мячик. волнообразные движения всей рукой:
пальца обеих рук соединены в круг
Тише, Танечка, не плачь, указательный палец правой руки прижать к губам;
вращательные движения кулачками у глаз
Не утонет в речке мяч. волнообразные движения всей рукой;
пальца обеих рук соединены в круг
Мы поедем за водой имитация вращения руля
И достанем мячик твой. пальца обеих рук соединены в круг
А теперь ребята, давайте проведем игру, которая поможет вспомнить нам стихотворения Агнии Барто.
На доске я разместила картинки к знакомым вам стихотворениям Агнии Барто.
Я буду читать строчку из стихотворения, а вы вставлять пропущенное слово.
1. Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку. (мячик)
2. Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался. (зайка)
3. Уронили. (мишку) на пол,
Оторвали. (мишке) лапу.
4. Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в. (машине).
Кот кататься не привык,
Опрокинул. (грузовик)
5. Горит на солнышке. (флажок)
Как будто я огонь зажег.
Молодцы, хорошо справились.
А теперь, я хочу познакомить вас еще с одним стихотворением Агнии Барто, которое называется "Кораблик".
Чтение стихотворения сопровождается показом картинок к нему, которые последовательно вывешиваются на доске.
Читаю стихотворение Агнии Барто «Кораблик», сопровождая его картинками.
Матросская шапка, веревка в руке,
Тяну я кораблик по быстрой реке,
И скачут лягушки за мной по пятам
И просят меня: «Прокати капитан».
Спрашиваю, понравилось ли детям стихотворение?
Потом задаю вопросы по стихотворению:
Во что одет мальчик, о котором говорится в стихотворении?
Что он держит в руке? (веревку)
Что мальчик делает с корабликом? (тянет)
Что делают лягушки? (скачут за мальчиком по пятам и просят: "Прокати капитан")
Давайте, теперь, сделаем с вами аппликацию, которая называется «Кораблик плывет по реке».
Давайте начнем делать наш кораблик. Сначала возьмем листы голубого цвета и приклеем палубу. Затем на палубу приклеем окошки. Затем возьмем карандаш и нарисуем мачты на корабле: для этого надо провести две вертикальные линии от мачты, снизу вверх.
Физкультминутка.
Давайте представим с вами, что мы – кораблики. Вы знаете, зачем кораблю нужны паруса? Для того, чтобы защищать корабль, когда дует ветер и чтобы корабль плыл в нужном направлении.
А когда ветра нет, то паруса у корабля не поднимают.
Давайте, когда я буду говорить нет ветра, вы будете изображать кораблики без парусов, и бежать друг за другом медленно, не торопясь.
А когда скажу «ветер», вы изобразите кораблики с поднятыми парусами: поднимите руки вверх и побежите побыстрее.
Продолжаем делать кораблики.
Дети, чего еще не хватает нашим корабликам?
Дети отвечают: надо сделать паруса.
Чтобы сделать паруса, нужно из квадратов белой бумаги сделать треугольники. Берем квадрат белой бумаги и складываем его по диагонали, от уголочка к уголочку, там чтобы получился треугольник. Затем разрезаем его по полученной линии. То же самое делаем со вторым квадратом. Полученные треугольники приклеиваем на мачты - получаются паруса.
Конец занятия сопровождается повторным чтением стихотворения вместе с детьми.
Вот такие замечательные кораблики у нас получились!