Анастасия Румянцева
Интегрированное занятие по окружающему миру в старшей группе «Книга жалоб Природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по природному окружению в старшей группе.
Тема: «Книга Жалоб Природы».
Цель: Расширять представления детей о зимующих птицах, их образе жизни и отличительных особенностях; о взаимосвязи природы и человека.
Задачи образования:
Социально-коммуникативное развитие
Публикация «Интегрированное занятие по окружающему миру в старшей группе „Книга жалоб Природы“» размещена в разделах
- Жалобная книга природы
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений;
• Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Познавательное развитие
• Закреплять порядковый счёт ;
• Развивать познавательный интерес к миру природы;
• Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
Речевое развитие
• Активизировать словарный запас: природа, птицы, помощь.
Художественно-эстетическое развитие
• Упражнять в нетрадиционной технике рисования - печатание ладошками.
Физическое развитие
• Предупреждать утомляемость детей.
Задачи воспитания:
• Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Задачи развития:
• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Планируемые результаты:
Дети будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать на литературное произведение, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.
Практическая значимость НОД заключается в том, что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь нуждающимся в трудный период.
Возрастная группа : старшая.
Длительность НОД: 25-30 минут.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие детей, Речевое развитие детей, Художественно-эстетическое развитие детей, Физическое развитие детей, Социально-коммуникативное развитие детей.
Приё мы руководства деятельностью детей:
1. Словесный (чтение, беседа);
2. Наглядный (демонстрация, показ);
3. Игра (познавательная, развивающая, двигательная);
4. Аудиозаписи.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная, трудовая.
Материалы и оборудование:
- Аудио запись голоса птиц;
- Проектор, компьютер для просмотра презентации;
- Презентация "Жалобная книга природы", макет муравейника, камни с цифрами, мусорные пакеты, фотографии лесных пейзажей, аудиозапись шума леса, голосов птиц.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть
(Звучит музыка, дети входят в зал)
В: Здравствуйте ребята. Я так рада всех вас видеть. А вы рады видеть друг друга? (да) Сейчас мы встанем все в круг и поприветствуем друг друга улыбкой.
Коммуникативная игра «Передай улыбку».
Цель : обучать элементам мимики, выразительных движений. Способствовать объединению детей в группе.
Ход приветствия: дети встают в один круг с воспитателем, по очереди соединяя свои ладошки с соседом «передают» улыбки друг другу.
В. –Дети, а как вы думаете, что такое природа?
Дети: Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.
В: Правильно. А Вы знаете как себя надо правильно вести на природе? (Ответы детей).
В. – Нельзя рвать цветы, топтать траву,
Нельзя обрывать с деревьев листву.
В лесу ходить лишь по тропинке,
Не мять зеленую былинку,
Животных надо охранять,
Да гнезда птиц не разорять.
В: (обращает внимание детей на книгу, которая изображена на проекторе). Ребята, что это такое?
Дети: Книга.
В: Ребята, книга эта не простая. Это – «Книга жалоб природы».
Слайд 1
(слова из книги)
Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились
Пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи трели
Соловей нам не споет.
В: Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому, что кто-то из лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?
Дети: Помочь природе.
В: Хотите быть моими помощниками
Дети: мы!
В: Как я рада, что вы такие отзывчивые!
– А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу о помощи.
(Воспитатель переворачивает страницу в книге, изображенной на проекторе.)
Слайд 2 (С изображение муравья).
Стих в книге – Ой, беда, беда, беда
Наступила вдруг суровая зима,
В лесу ведь ветер сильный был,
И гнёзда наши с елей сбил!
Ребята, давайте клёсту мы поможем,
И ветки для гнезда уложим.
(дети собирают еловые ветки, рассматривают их)
Д / и «Гнёздышко»
Цель: закрепить порядковый счёт, умение выкладывать предметы по кругу справа на лево.
В: Дети, вам надо собрать еловые ветки и выложить их по кругу справа на лево. Справитесь?
Дети: Да.
(Самостоятельная деятельность детей)
В. – Молодцы. Вы все справились и помогли клёсту восстановить своё гнездо.
Слайд 3 (Интересные факты о клёстах)
В: О чем же еще поведает нам книга жалоб?
В: Характерной особенностью птицы под названием Клест является то, что она создает пару и гнездится уже зимой. И конечно же клесты знамениты тем, что птенцы у них также появляется зимой, в самые суровые февральские морозы. Клесту не страшен никакой мороз, ведь гнездо его достаточно утеплено изнутри - выложено слоями мха и перьями, а сверху на яйцах постоянно сидит самочка - клеста не позволяя морозам добраться до тонкой скорлупы яиц. О еде заботится самец - их пища это орехи, которые они легко вытаскивают из шишек свои скрещенным клювом.
Слайд 4 (Изображение леса)
Стих в книге Шум и гам в лесу стоит,
Весь народ пернатый, звонко так шумит!
Почему их обижают,
И в лесу спокойно жить мешают?
В: посмотрите внимательно, что показывает нам книга?
Дети: Лес.
В: А вы когда бываете в лесу, что вы там делаете?
(Ответы детей)
В: Посмотрите, здесь есть карточки, на которых изображено как можно и нельзя вести себя в лесу. Нам с вами необходимо разделить их на две группы. Как вы думаете, карточки на красном мольберте, что будут обозначать? А на зелёном?
(Самостоятельная деятельность детей)
Слайд 5 (Изображение города и разорённых кормушек голубями и воронами).
Стих в книге На детской площадке ворона скучала.
Кормушку с едой вдалеке увидала.
Синиц, снегирей, воробьёв распугала,
Взлетела! И в миг рядом с ней оказалась!
В: Ребята, как вы думаете, что случилось с кормушкой? (Ответы детей).
В: Ребята закройте свои глазки и прислушайтесь как шумят маленькие лесные жители зовя нас на помощь (Включается аудиозапись звуков птиц).
(Дальний конец зала, оформленный как городская улица - стоит берёзка, на дереве можно посадить игрушечных птиц, повсюду разбросаны сломанные веточки, небольшие кусочки картонных кормушек).
В: Посмотрите, маленьким птичкам так нужна наша помощь, что книга перенесла нас на городскую улицу. Что же здесь случилось, ребята, как вы думаете?
(Ответы детей)
В: Дети, как вы думаете, чем мы можем помочь?
(Ответы детей).
А какую лучше сделать кормушку? (экологическую и повесить её на верёвочку на ветку, чтобы большие птицы не смогли на неё сесть).
Давайте-ка с вами её соберём, при помощи мучного клейстера и картонных втулок. Сначала сделаем основу, затем обмажем её клейстером, а потом обваляем в орехах и подсолнечных семечках.
Трудовая деятельность
(дети под руководством педагога мастерят эко-кормушку из мучного клейстера и бумажных втулок и вешают на веточки дерева).
В: Какие вы молодцы хорошо потрудились. Птицам помогли.
Слайд 6
(Интересная историческая справка о том, как в России появились кормушки)
В: интересно, о чем ещё, хочет нам рассказать книга?
В: В нашей стране кормушки начали делать еще во времена Петра Великого. Известно, что император любил мастерить разные интересные вещи из дерева. В свободное от государственных задач время царь занимался плотническими делами.
Когда он пребывал в Европе, то увидел некие маленькие домики на деревьях. Оказалось, что это кормушки. И он решил сделать такое и на родине. Первый такой домик для птиц он сделал сам лично. Это новшество пришлось народу по душе. И теперь каждый считал своим долгом смастерить несколько кормушек.
В: А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Слайд 7 Физкультурная минутка с музыкальным сопровождением
«Вот летали птички, птички - невелички…»
В: Ребята, мы с вами так весело играли, что и не заметили, как снова очутились в детском саду. А теперь давайте откроем следующую страничку и посмотрим, кто же еще нуждается в нашей помощи.
Слайд 8 (С изображением Дятла)
В: Дятел просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его друзей, и расколдовать сможете только вы ребята, с помощью своих ладошек.
- Посмотрите, как заколдовал волшебник птичек, чего не хватает?
Дети:- Крыльев.
Продуктивная деятельность «Птицы»
Способ: печать ладошками.
Вид: оттиск.
Материал: гуашь (разведенная до консистенции сметаны, листы с частичным изображением птицы (воробья, грача, кукушки, сороки, синицы, влажные салфетки.
Техника выполнения: ладошку обмакнуть в гуашь и приложить к туловищу птицы с двух сторон.
Средства выразительности: пятно, фактура.
(Самостоятельная деятельность детей)
В: Дети какие замечательные работы у вас получились. И вы помогли дятлу расколдовать его друзей. Посмотрите, наши птички, правда, получились совсем как живые!
В: ребята, а кого вы оживили? Что вы знаете интересного об этих птицах? (Ответы детей)
В: Давайте мы свои работы подарим нашей волшебной книге, чтобы больше ни одна жалоба не появилась в ней. Согласны? (да)
Слайд 9 (Интересный факт о дятлах)
В: Почти у всех птиц три пальца на лапах направлены вперёд, и один — назад. А у дятлов они располагаются - два вперёд и два назад. Это помогает им увереннее цепляться за поверхность дерева. У дятлов невероятно длинный язык, который они могут даже высовывать из клюва. Причём он липкий, что позволяет дятлам легко ловить насекомых, хорошенько повозив языком под древесной корой.
Громкий стук по дереву используется дятлами для общения с себе подобными. Так они информируют конкурентов о том, что территория уже занята.
Слайд 10 (Книга закрывается)
Стих в книге Ребята, вот и закончились мои жалобы. Я рада вашим рисункам. Везде наведён порядок, и всё это благодаря вашему труду и участию. Спасибо вам большое.
Заключительная часть
В: ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилась наша встреча? А что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)
В: Посмотрите, у меня на тарелочке лежат смайлики. Я предлагаю вам выбрать один из них. Если вам было трудно преодолевать задания книги, то нужно выбрать грустный смайлик. А если задания, которые вы выполняли, были для вас легкими, то возьмите весёлый.
(Дети выбирают «смайлик» и озвучивают свой выбор)
Я хотела поблагодарить вас ребята за активное участие, думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете обижать птиц, но и научите этому других.