Марина Апаназова
Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания «Экологическая сказка «Степь»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая сказка "Степь"
Апаназова Марина Николаевна, педагог-психолог МБДОУ № 236 г. Кемерово
Скалон Татьяна Андреевна, ПДО эколог МБДОУ № 236 г. Кемерово
Цель: знакомство со степным сообществом.
Публикация «Интегрированное занятие по формированию представлений о различных средах обитания „Экологическая сказка „Степь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: содействовать расширению знаний детей о многообразии экосистем Земли, неповторимости и уникальности различных сообществ растений и животных, познакомить с особенностями данной среды обитания, растениями и животными, их приспособлением к условиям жизни.
Оборудование и материалы: иллюстрации степи, растений, животных, свеча, бумажная змейка (описание в опыте, условные обозначения среды: жёлтый квадрат, почва богатая, воды достаточно, жарко, света много (см. занятие №7).
Ключевые слова: степь, степные растения, парить, грызуны.
Ход занятия
1. Беседа
Педагог-психолог
Захотел Незнайка попутешествовать. Соорудил он себе воздушный шар и полетел. Сначала он летел над лесом, потом деревья исчезли и появилось светлое, открытое пространство. Растёт только трава и редко кустарники. Спустился Незнайка. Интересно ему стало узнать, кто здесь живет. Вдруг видит, стоит столбиком зверёк желтоватого цвета на белку похожий.
- Ты кто, белка? – спросил Незнайка.
- Нет, я родственник белки. Я тоже грызун и называют меня сусликом, - ответил зверёк. Здесь ещё живут мои родственники – хомяки, сурки, песчанки.
В. Степанов
Кто там спрятался за кустик
И как “столбик” замер вдруг?
Это суслик, умный суслик,
Зорко смотрит он вокруг
- А что ты делаешь? – спросил Незнайка.
- Я смотрю, нет ли опасности. Уж очень много у нас, сусликов, врагов: лисица, дикий кот, хищные птицы. Чуть зазеваешься – и поминай, как звали.
- Расскажи про степь, - попросил Незнайка. Уж очень она на лес непохожа. Деревьев совсем нет. Как же здесь животные живут?
- Совсем неплохо, - ответил суслик. Смотри, простор какой! Куда ни глянь – степь бескрайняя: гуляй – не хочу. Почва богатая, видишь, сколько травы растет (выкладывается на фланелеграфе схема условий данной среды обитания: света много, жарко, воды достаточно, почва богатая). Весной после дождей вся степь покрывается цветущими красными маками. Есть и другие цветы. А если много цветов, значит и насекомых много. А вот еще замечательное растение – ковыль (при возможности показать настоящее растение, т. к. у нас есть маленькие остепнённые участки, где растёт это замечательное растение) Когда ветер его колышет – будто волны по степи ходят. Зима у нас холодная, но короткая, а лето длинное и жаркое. Поэтому шерсть у животных короткая и не густая, обычно серого или жёлтого цвета. С такой шерстью удобно маскироваться в этой местности: пройдешь рядом – не заметишь. Вон, посмотри, как малыш сайгака замаскировался. Тут только Незнайка увидел телёнка этой антилопы, который лежал на земле, вытянув голову и закрыв глаза.
- Его мать испугалась твоего воздушного шара и убежала, - продолжал суслик. Теперь поняла, что нечего бояться и возвращается.
Незнайка увидел стадо возвращающихся животных. Самым необычным был облик самцов: у них был горбатый, вытянутый нос, напоминающий хобот слона.
В. Степанов
Сайгак к жаре привычный,
Сайгак – бегун отличный,
С коротким он хвостом,
А нос его – горбом.
Вдалеке пробежало стадо куланов – животных похожих на ослов.
- Они очень боятся человека и хорошо бегают. С ними не поговоришь, так же как и с верблюдом, - пояснил суслик.
- А кто еще у вас тут живет? – спросил Незнайка.
- А вон посмотри, кто ползет.
Живет спокойно, не спешит
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет … (черепаха).
Ты, Незнайка, видел в городе в живых уголках черепах? Их кормят капустой, морковью, яблоками, а летом – одуванчиками. Это и есть степные черепахи. Их дом здесь, в степи. Кроме черепах здесь живут ящерицы и змеи.
- Я боюсь змей, - сказал Незнайка
- Я тоже, - ответил суслик. - Но обычно змеи первыми не нападают. Не ходи босиком и смотри под ноги, чтобы не наступить. Тогда всё будет в порядке. Каждое животное выполняет в природе свою работу. Кстати, из яда змей изготавливают ценное для людей лекарство. Тут суслик взглянул на небо и быстро юркнул в нору.
Незнайка тоже посмотрел и увидел хищную птицу, которая приземлилась недалеко. Мальчик подбежал и увидел, что там было гнездо орла.
- А почему гнездо ты делаешь на земле? – спросил Незнайка.
- Здесь нет деревьев, поэтому в степи мы строим гнёзда на земле, - ответил орёл и широко расставил крылья, прикрывая от палящего солнца птенцов.
Высоко в небе Незнайка увидел еще одну птицу, которая, не двигая крыльями, поднималась в высоту.
- А почему она не падает? – удивился Незнайка. Орёл объяснил. Удивленный Незнайка довольно ответил, что он об этом непременно расскажет своим друзьям после окончания путешествия.
А вы, дети, хотите знать, почему в степи и пустыне хищные птицы могут парить в воздухе?
2. Практическая работа
ПДО эколог
Опыт «Почему вращается бумажная змейка». (по Ковинько Л. В., 2004).
Разрезать тонкую цветную бумагу по спирали. В центре закрепить нитку длиной 20 см. Если бумажную змейку, держа за нитку, расположить над пламенем свечи, то она начинает вращаться. Спросить у детей, что вращает змейку. Вспомнить с детьми, что тёплый воздух легкий и поднимается вверх. Он то и вращает змейку. В степи и пустыне происходит то же самое. Воздух возле земли нагревается и начинает столбом подниматься вверх. Когда птица попадает в этот столб тёплого воздуха, то может вместе с ним подниматься высоко в небо, не затрачивая усилий на взмахи крыльями.
3. Прощание. Вырезанные змейки с ниточками дети забирают с собой в группу.