ирина фролова
Конспект интегрированного занятия «Осенняя сказка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция музыки, художественного творчества и литературы.
Старшая группа
Цель. Развитие творческого начала, самостоятельности, способности быть
деятельным, активным, устремлённым.
Задачи. Активизировать у детей восприятие музыки, закрепить знания о
композиторах, художниках, поэтах. Выделять яркие, выразительные признаки осени в произведениях искусства. Расширить представления о связи разных видов искусств, их взаимопроникновении. Расширить словарный запас, эмоциональный опыт. Обогатить навыки в художественно-прикладном виде деятельности, рисование в нетрадиционной технике – технике кляксографии (выдувание через трубочку).
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Осенняя сказка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Предварительная работа. Слушание и анализ пьесы «Дождик» Г. Свиридова. Разучивание песни «Шур-шур», муз. и сл. И. Осокиной. Рисование в технике кляксографии.
Ход занятия
Дети заходят в зал под музыку, их встречают музыкальный руководитель
(далее – м. р.) и педагог по изобразительной деятельности (далее – педагог изо). Исполняется музыкальное приветствие.
М. р. Ребята! Сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебный мир осенних звуков, стихов и красок. Как вы думаете, кто нам поможет найти музыкальные звуки, стихи и краски осени? Посмотрите на экран, если вам сложно ответить. (Ответы детей.) Правильно, музыкальные звуки мы найдём у композитора, за стихами пойдём к поэту, а краски нам подарит художник.
Тихо, тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном!
(К. Ибряев)
(Звучит пьеса «Дождик» Г. Свиридова.)
Слышите? Ой, ребята, кажется, дождик пошёл… Где мой зонтик? (Раскрывает зонт, приглашая всех детей спрятаться под ним от дождя.)
Вот и закончился дождик! (Закрывает зонт.)
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой.
Эта музыка торопит
И зовёт нас за собой…
Скажите, ребята, что сейчас прозвучало? (Музыка дождя.) А может, это шум дождя? (Нет, это музыка дождя.) Почему? (Потому что дождь был изображён
при помощи музыкального инструмента– пианино.) А какие ещё природные явления вы услышали в этом произведении? (Грозу, когда звучали низкие звуки, ручеёк, ветер, шуршание листвы) Как мы называем звуки, которые слышим в природе? Например, ветер, дождь, шуршание листьев… (Шумовые.) А если музыканты изобразят природные явления при помощи музыкальных инструментов, какие звуки получатся? (Музыкальные.)
Звуки осени мы нашли в музыке, а сейчас попробуем их найти и в стихах. Послушайте!
Постелила красавица осень
На земле говорящий ковёр.
Если только захочется очень,
Ты услышишь такой разговор…
Какой разговор мы услышим? (Шур-шур, осень, привет) Что же это за говорящий ковёр, и почему мы слышим звуки «шур-шур»? (Ответы детей.) Действительно, автор стихов сравнивает опавшие листья с говорящим ковром: если мы пройдёмся по осеннему ковру, то услышим шумовые звуки опавших листьев. Давайте исполним песню «Шур-шур»!
(Дети исполняют песню.)
Педагог изо. Звуки осени мы слышим в музыке, в стихах… А ещё звуки осени можно изобразить на листе бумаги. Художники часто изображали на своих картинах осень. Посмотрите, какая осень у замечательного русского художника Исаака Левитана! Краски светлые, чистые! Картина певучая, нежная… Предлагаю вам превратиться в художников музыки и передать её в ваших рисунках. (Дети переходят в зону для рисования; на столах кисти, трубочки для коктейлей, акварельные
краски, листы белой акварельной бумаги формата А-4, баночки с водой.)
Мысленно разделите лист на две части. На одной части листа ваш рисунок должен передать настроение музыки Георгия Свиридова «Дождик»,
рисунок на другой части – настроение песни «Шур-шур». Сегодня мы будем рисовать в технике кляксографии: капельки краски, нанесённые кисточкой, нужно раздувать при помощи трубочек
для коктейля. Краски каких цветов понадобятся нам при рисовании дождика? (Ответы детей.) Для рисования дождика используем голубой, синий, белый
цвета. Смешиванием можно добиться необходимого оттенка: смешиваем белую и голубую краски или синюю и белую, и широкой кистью начнём
наносить небольшие мазки. Творите, брызгая при помощи кисточки капельки краски по своему замыслу, а раздувая капельки трубочкой для коктейля, не забывайте, что у вас на одной части листа должен получиться
дождик, а на другой – осенний ковёр. (Дети выполняют творческую работу.)
Муз. рук. Ребята, а сейчас я предлагаю вам помузицировать и исполнить музыку осени.
Дети разбирают музыкальные инструменты
Озвучивают стихотворение.
Тихо бродит по дорожке (Тихо бьют ладошками по барабану)
Где листочком зашуршит (маракасы)
Где дождинкой зазвенит (колокольчик)
Раздается громкий стук (палочки или кубики)
Это дятел тук да тук!
Дятел делает дупло (ксилофон) Белке будет там тепло
Ветерок вдруг налетел (шуршалки) по деревьям пошумел.
Громче завывает (тремоло бубнов) Тучки собирает!
Дождик динь! Дождик дон! (металлофоны)
Капель звонкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет, Осень ярая идет! (все вместе)
Осень : Сколько в зале ребятишек!
Здравствуйте мои друзья!
В день осенний, в день чудесный
Рада вас увидеть я!
Я осень золотая,
В гости к вам пришла.
Урожай принесла.
Игра «Кто скорее соберет»
Ход: дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.
Осень : Какие вы молодцы! Но пришла пора прощаться! Вам гостинцы оставляю, яблоками угощаю!
Прощаются.
Педагог ИЗО: Сегодня вы стали художниками музыки, вам удалось увидеть музыку, ведь вы изобразили красками свои музыкальные впечатления. Когда работы высохнут, мы сделаем выставку и назовём её «Музыка осени».
М. р. Ребята, на нашем занятии мы с вами побывали в волшебном мире осени и убедились в том, что звуки осени можно найти в музыке, в стихах и на
картинах художников. Ведь осень вдохновляет поэтов, музыкантов, художников к творчеству. Вы тоже сегодня смогли проявить себя творчески.
(На стенде эмблемы двух видов искусств – музыки и изобразительного искусства.)
Перед вами эмблемы музыки и изобразительного искусства. А здесь ещё два изображения: весёлое солнышко и грустная тучка. Если вы считаете, что наше занятие получилось интересным и плодотворным и вы справились со всеми заданиями, возьмите весёлое солнышко и прикрепите
его к эмблемам видов искусств. Если же вы думаете по-другому, прикрепите грустную тучку.
Мы с вами ещё раз окунулись в большой мир искусства. Я думаю, что вас не оставит равнодушным увиденное и услышанное.