Лола Джалалова
Интегрированное занятие по рисованию и музыке «Осенний лес»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ИЗО И МУЗЫКЕ
ТЕМА: Рисование осеннего леса под музыку Чайковского.
ЦЕЛЬ: Развитие умения детей передавать свои эмоции от услышанного произведения, используя разные техники рисунка.
ЗАДАЧИ:
1. Закрепить умение выполнения подмалевка.
2. Дальнейшее ознакомление с классической.
3. Развить умение передавать настроение через рисунок.
4. Знакомство с техникой владения художественным углем.
Публикация «Интегрированное занятие по рисованию и музыке „Осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
5. Закрепить умение правильно рисовать деревья.
6. Дальнейшее оттачивание умения пользоваться губкой для достижения определенного эффекта в работе.
МАТЕРИАЛЛЫ:
1) Репродукции Левитана «Осень», «Золотая Осень»
2) Магнитофон
3) Музыкальная композиция Чайковского «Времена года», «Октябрь. Осенняя песнь»
4) Мольберт с приготовленным набором (бумага, акварель, гуашь, кисть, вода в банке) для демонстрации поэтапного выполнения рисунка.
5) Акварель, гуашь, кисточки, кусочки поролона, вода в баночках, тряпочки для кисточек, худ. уголь.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ :
На доске вывешены репродукции. Рабочие места детей готовы к уроку. Магнитофон готов к воспроизведению нужного произведения.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Ребята. Сегодня мы с вами в очередной раз поговорим об осени. Посмотрите в окно, что вы видите? (настала осень) Что изменилось? (пасмурно, деревья некоторые сбросили листву, а на некоторых деревьях листья окрасились в разные цвета) Какое настроение вызывает у вас осень? (ответы детей). А какая осень бывает? Как называется период осени, когда листья нарядные: красные, желтые, оранжевые? (Ранняя осень) А как называется пора осени, когда деревья уже голые, пасмурно и дожди льют? (поздняя осень). Да, осень вдохновляла во все свои периоды художников. Посмотрите на репродукции картин Левитана. Какая из них «поздняя», а какая «ранняя осень»? (ответы детей). На репродукции поздней осени очень хорошо видны стволы и ветки деревьев. Скажите, а как мы рисуем деревья? Откуда куда и как начинаем вести линию ствола? (из земли вверх, к солнцу, сужая линию путем нажатия на кисть). Правильно, но сегодня мы будем рисовать дерево совсем не кисточкой а совсем другим материалом – художественным углем.
Для начала работы нам необходим подмалевок. Что такое подмалевок? (задний фон, заготовка для прорисовывания переднего плана). Правильно! Но вы знаете, что художники для своих картин использовали краски, уголь, пастель и много еще какого материала, а вот композиторы… чем они писали «свои картины»? (нотами, красивыми переходами, приемами музыки). Да! И сейчас мы обратимся к творчеству русского композитора – Петра Ильича Чайковского. Вы с ним уже знакомились на занятиях по музыке и даже слушали его «Времена года». И вы описывали, что вы видели во время прослушивания, вы таким образом «описывали» картину, которая у вас предстала перед глазами. Значит у Чайковского получилось нарисовать картину? (ответ детей) И художники и композиторы «рисовали» картины, только художники – красками, а композиторы – нотами! Сейчас мы с вами будем слушать произведения Петра Ильича Чайковского и рисовать… Начнем с подмалевка.
Дети выполняют поставленную задачу, слушая музыку. В это момент воспитатель демонстрирует весь процесс на мольберте. Демонстрируя как набирать воду на кисть, как брать краску, как вести линии и т. д. Для подмалевка важно наносить линии акварелью по направлению сверху-вниз горизонтальными линиями, слева- на право. Акварель любит воду и поэтому таким образом у нас получается «растяжка цвета», от насыщенно голубого к более прозрачному. ВАЖНО! Напоминать детям, что когда рисуем одним цветом, кисть не моется, а просто обмакивается в воду. Кисть моют только тогда, когда закончили рисовать одним цветом и переходить необходимо на другой цвет. Залив таким образом 3/4х листа бумага, кисть моется, промакивается тряпочкой. Затем берем коричневый цвет и доканчиваем работу над подмалевком.
- Ну вот дети, ваш подмалёвок готов и нам надо подождать немного, пока он просохнет. Если у вас «лужи» на бумаге, то можно промокнуть их осторожно тряпочкой, но ни в коем случае не тереть, а прост промакнуть. А пока сохнет наша заготовка, давайте посмотрим на картину Левитана и поговоим о Чайковском.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
Вы уже знаете, что он родился 175 лет назад. Давно уже Пётра Ильича нет в живых, но память о нем жива и будет жить вечно, благодаря его таланту. Люди разных стран с удовольствием слушают и любят знаменитые произведения Чайковского. Об этом и мечтал композитор.
Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы вместе с нею улыбались,
Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге,
Он мечтал, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.
Пётр Ильич родился на Урале в маленьком городке – Воткинске.
Чайковский рос в многодетной семье.
В семье очень любили музыку, и в доме часто устраивались любительские концерты. Маленький Петя рано научился сам сочинять музыку.
А вот о Левитане вы еще ничего не знаете. А ведь Левитана называли певцом русской природы. Действительно, его полотно не спутаешь с полотном других мастеров. Они примечательны тем, что художник делал не слепок и не фотографию природы, а передавал её живое дыхание.
О детстве Левитана не известно почти ничего. Дело в том, что незадолго до смерти, художник уничтожил свой архив, письма родных и близких. Только в результате кропотливой работы исследователей были восстановлены основные факты его биографии.
Исаак Левитан родился в небольшом литовском городке Кибартай в еврейской семье среднего достатка, его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, вскоре после рождения младшего сына, он перевёз семью в Москву.
На выбор пути Исаака повлиял его старший брат, тоже художник. Заметив способности мальчика, он стал брать его с собой на этюды и выставки. В возрасте 13 лет Исаак Левитан был принят в число учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он попал в класс пейзажа, которым руководили крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.
Одновременно с ним в училище был принят сын купца из Уфы - Михаил
Нестеров. По его воспоминаниям мы знаем, что Левитан учился с большим упорством не только в пейзажном, но и в натурном классе.
Левитан не мог надеяться на поддержку семьи и с самого начала пребывания в училище должен был зарабатывать на жизнь уроками или заказными портретами. Хотя Левитан блестяще закончил училище, ему был вручён диплом учителя чистописания, поскольку, по мнению царских чиновников, еврей не мог быть художником.
В памяти современников и потомков Левитан останется не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находятся в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям.
Ну вот и подсохли наши подмалевки и сейчас я вам раздам кусочки угля и покажу, как ими рисовать. Уголь хорош тем, что он легко рисует, и можно размазывать пальцем линии и получается рисунок как будто «туманным».
(демонстрация работы на подмалевке углем). (ВСЕГДА деревья рисуются с низу-вверх. Подсказкой в таких вопросах служит такой довод, «что из чего растет» То есть ствол из земли и ветки из ствола и тянутся к солнцу… Так детям легче запомнить и линии получаются правильными).
А закончим мы наш работу используя уже знакомую вам губку. Для этого макаем край кусочка губки в гуашь желтого, красного и оранжевого цвета и легкими движениями нажатия рисуем крону деревьев.
Спасибо ребята, за вашу работу, вы сегодня с душой нарисовали свои картины и мы их развесим, таким образом нас получится выставка ваших работ!