Светлана Зайнутдинова
Интегрированное занятие «Изготовление куклы Пеленашки»
▼ Скачать
Схема технологической карты
Педагог: Зайнутдинова Светлана Викторовна
Название: интегрированное занятие «Изготовление куклы Пеленашки»
Обоснование выбора темы занятия : приобщение к ценностям и традициям национальной культуры
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (в процессе изготовления куклы Пеленашки, подбора необходимого материала для работы, выбора цветовой гаммы)
Публикация «Интегрированное занятие „Изготовление куклы Пеленашки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие (в области ознакомление с культурой традициями русского народа, с историей возникновения народной тряпичной куклы, ее видов и назначении); социально-коммуникативное развитие (в процессе общения между воспитателем и другими детьми, обыгрывания поделки, повторения правил техники безопасности в процессе продуктивной деятельности, выполнения действий по образцу и объяснению восптателя); речевое развитие (в процессе ответов на вопросы воспитателя, закрепления названия куклы - Пеленашка).
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)
Задачи:
• Дидактические:
1. Продолжать знакомить детей с историей народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением и использованием тряпичных кукол.
2. Познакомить детей с куклой Пеленашкой, ее внешним видом, историей и способом изготовления.
3. Закрепить конструктивные способы и средства взаимодействия с окружающими людьми.
4. Закреплять навыки работы с ножницами, лоскутами ткани и нитками.
• Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность, уважительное отношение к народной культуре, желание создавать новые куклы для мини-музея «Народная тряпичная кукла».
2. Воспитывать творческие способности и эстетический вкус при подборе цветовой гаммы лоскутов для куклы.
3. Воспитывать уважительное отношение к народным традициям, умение работать в коллективе, в группе.
• Развивающие:
1. Расширить представления детей о куклах-скрутках;
2. Обогащение словаря детей названием новой куклы – кукла Пеленашка;
3. Развивать умение детей сворачивать ткань, обматывать нитками, связывать, скручивать ткань, пеленать.
4. Расширять представления о значении и применении куклы Пеленашка.
5. Развивать умение действовать совместно с воспитателем по ее образцу и объяснению.
6. Развивать у детей доброжелательность, терпимость, интерес к русским традициям и культуре.
Оборудование и материалы: «Волшебный» сундучок с лоскутами разной текстуры, цвета, размера и нитками, ножницы, мел портновский, кукла Пеленашка, экспонаты мини-музея – народные тряпичные куклы, игрушки: коляска, колыбелька.
Основной и дополнительные виды деятельности детей на занятии :
• Основной: конструирование (изготовление куклы Пеленашки, умение работать с тканью, безопасное использование ряда инструментов, умения наносить контур мелком; подбирать фактуру, цвет ткани создаваемому образу).
• Дополнительные: двигательная деятельность (передвижение по музейной мастерской во время подготовки материалов для предстоящей деятельности, во время изготовления куклы); ознакомление с окружающим (обогащение представлений о народных традициях, народной тряпичной кукле Пеленашка, ее назначении и использовании в ранние времена на Руси); изобразительное творчество (совместное со взрослым и детьми коллективное изготовление народных тряпичных кукол Пеленашек.
Формы организации деятельности детей на занятии : совместная деятельность с педагогом.
Практическая задача для детей: изготовить куклу Пеленашку
Количество детей: 10
Место проведения занятия : музейная мастерская
Предварительная:
- экскурсия в музей (дать детям представление о том, что такое музей, для чего он создается, какие бывают музеи);
- презентация «Народные тряпичные куклы» (познакомить с разнообразием народных тряпичных кукол, их назначением, видами, использованием, способами изготовления);
- видео-экскурсия «Фабрика игрушек» (познакомить с современным производством игрушек);
- создание в группе мини-музея «Народная тряпичная кукла» (приобщение к народным традициям и культуре путем организации музея в группе и изготовления экспонатов (тряпичных кукол) для него);
- сбор материалов для изготовления тряпичных кукол («волшебный» сундучок)
Примерный план занятия :
Этап занятия Деятельность педагога Деятельность детей Примерное время (мин) Ожидаемый (ые) результат (ы)
Организационный момент Вне занятия
Воспитатель входит в группу. В руках у него тряпичная кукла Пеленашка. Обращается к младшему воспитателю: Оксана Анатольевна, представляете, я сегодня встретила одну родительницу и она показала мне вот такую куколку. (протягивает ее младшему воспитателю, они вместе восхищаются и рассматривают куклу) Родительница сказала, что у нас в мини-музее Народной тряпичной куклы такой куколки еще нет. Смотрите какая она замечательная. Прямо как маленький ребенок! (кладет ее в колясочку, катает по столу) Смотрите, правда - здорово! Дети играют в группе, заняты своим делом
Дети обращают внимание на воспитателя и на куклу, подходят к педагогу, просят посмотреть и покатать куклу 3 мин. Дети заинтересовались новой куклой, захотели поиграть с ней
Мотивационно-ориентировочный - Ребята, давайте отправимся в наш мини-музей народной куклы. Вы уже знаете множество различных кукол.
- Какие куклы вам запомнились?
А хотите научиться делать куколку Пеленашку? Дети вместе с воспитателем проходят к мини-музею и рассматривают кукол
Ответы детей
Да!
2 мин.
Поисковый - Из чего сделана эта куколка?
- Раз эта кукла сделана из ткани, кусочков тряпочек, то как ее можно назвать?
- Молодцы, все правильно. Значит, что нам понадобится для работы?
- Вы уже знаете, где хранятся наши лоскутки и нитки. Доставайте наш волшебный сундучок с лоскутками и нитками.
- Можем ли мы сейчас приступить к изготовлению куклы?
- Почему?
- А что мы можем сделать для того, чтобы узнать, какие лоскутки нам понадобятся?
- Хорошо. Тогда я предлагаю вам разложить лоскуты на столе.
- А теперь давайте рассмотрим саму куклу и алгоритм ее изготовления
- Какая ткань из вашей коллекции больше подойдет на основу?
- Какие вам понадобятся нитки?
- Какие ткани подходят для платка? Почему?
- Какая ткань больше всего подойдет на нижнюю пеленку : светлая или темная? Почему?
- Из какой ткани лучше сделать одеяльце? Почему?
- Получилось ли гармоничным сочетание подобранных цветов? Если полученное сочетание вас не устраивает, попробуйте поменять лоскуты с соседом или найдем решение совместно. Дети вместе с воспитателем рассматривают из чего изготовлена кукла Пеленашка. Отвечают, что из разных лоскутков ткани и ниток
Ответы детей: тряпичная
Разные лоскуточки, кусочки ткани, нитки
Дети достают сундучок с лоскутками и нитками
Ответ детей: нет
Ответ детей: не знаем какие лоскутки понадобятся
Ответы детей
Дети раскладывают лоскутки на столе. Рассматривают их
Дети высказывают свои предположения
Дети подбирают себе кусочки ткани для работы 7 мин. Дети знают материалы, из которых изготовлена кукла и могут их назвать
Дети знают, как называются куклы. Изготовленные из ткани
Дети умеют подбирать необходимый материал и оборудование для предстоящей деятельности
Дети умеют рассуждать, делать выводы
Дети могут решать проблемную ситуацию, предлагать способы действия
Дети умеют подбирать необходимые лоскуты ткани для изготовления куклы Пеленашки
Практический - А вы знаете, что Пеленашка - самая первая кукла в жизни человека, самая первая кукла, оберег, с ней играли девочки.
- На Руси повсеместно вплоть до середины ХХ века спеленованого ребенка так и называли – Пеленашка. Ребенка завертывали в мягкие пеленки, нарванные из ветхих рубах, и обкручивали, обвивали свивальником – широкой лентой из холстины.
- Кто знает, почему пеленки делали из ветхих рубах, а не из новой ткани?
- Все верно. Пеленашку клали в колыбельку к малышу и она защищала его от злых духов. Малыш куклу сжимал и разжимал в ручках, а как куклой играли девочки?
- Ну как, вы готовы приступить к работе?
- Перед началом работы повторим технику безопасности:
Напомнить хочу про рабочее место –
Диван или кресло?
Нет, им там не место!
Усядемся лучше с тобой за столом,
И ткань здесь разложим, и мыло найдем,
Коробку достанем, где все инструменты,
Сошьем все детали, набьем элементы,
Те, из которых игрушка родится,
Рабочее место тебе пригодится!
Все правила эти обязан ты знать
И неуклонно их выполнять!
- А теперь давайте начнем! Обратите внимание на нужные размеры:
- Основа (скрутка, мы уже с этой техникой знакомы – прямоугольник длиной в две ладони, шириной в одну. Отмерьте себе кусок ткани нужного размера. Отмерьте и отрежьте лишнее;
- Тонкая светлая с мелким рисунком на пеленку – квадрат размером с полторы ладони;
- Плотненькая потемнее с мелким рисунком на платок – треугольник размером половина квадрата по диагонали;
- Плотная темная ткань для одеяла – прямоугольник длиной в две ладони, шириной в одну.
- А теперь давайте вместе со мной приступим к работе.
(Объяснение воспитателя сопровождается показом) (приложение 1)
- Ну вот и готовы наши куколки. Давайте приберем свое рабочее место, а оставшиеся лоскуточки и ниточки сложим в наш волшебный сундучок
- Какие они у вас получились разные и красивые. Давайте мы их положим в колыбельку и разместим в нашем мини-музее Дети внимательно слушают рассказ воспитателя
Ответы детей: ткань ткали сами и она была очень дорогая и грубая, а ношеная ткань мягкая и ее не жалко
Ответы детей: да!
Дети вместе с воспитателем проговаривают текст и повторяют правила техники безопасности
Дети проверяют размеры и подрезают ножницами
Дети выполняют самостоятельно работу, опираясь на показ и объяснение воспитателя.
Дети приводят в порядок свое рабочее место
Дети кладут полученных куколок Пеленашек в колыбельку и ставят на полочку в мини-музей 14 мин. Дети знают о назначении, истории куклы Пеленашки
Дети могут обоснованно высказывать свои предположения
Дети знают правила техники безопасности во время пользования ножницами и другими предметами
Дети умеют отмерять лоскут ткани нудного размера, отмечать мелом, отрезать лишнее, аккуратно пользуясь ножницами
Дети могут взаимодействовать друг с другом и с воспитателем, могут выполнять задание по образцу воспитателя
Дети умеют приводить свое рабочее место в порядок
Рефлексивно-оценочный Давайте еще раз рассмотрим наших кукол.
- Какую куклу мы сегодня научились делать?
- Как ее использовали раньше, для чего она служила?
- Из каких тканей делали куклу Пеленашку?
- Вам понравилось делать эту куклу?
- Вы довольны тем, что у вас получилось?
- Что нового вы узнали сегодня, чему научились?
- Сможете ли вы сами ее сделать?
- Сможете ли вы научить делать куклу Пеленашку своих друзей, родителей?
- Спасибо вам за интересную работу. Мне очень понравилось делать с вами куколку Пеленашку. Ответы детей 2 мин. Дети умеют делать анализ результатов своей деятельности, своих работ, готовы поделиться своими умениями со сверстниками и другими взрослыми
Образовательный продукт и результаты развития детей:
- дети изготовили куклы Пеленашки;
- мини-музей народной тряпичной куклы группы пополнился новыми экспонатами – куклами Пеленашками;
- пополнились знания детей об истории народной куклы, русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением и использованием тряпичных кукол;
- дети познакомились с куклой Пеленашкой, ее внешним видом, историей и способом изготовления, пополнили словарь названием новой куклы;
- дети закрепили навыки работы с ножницами, лоскутами ткани и нитками;
- у детей развито уважительное отношение к народной культуре, желание создавать новые куклы для мини-музея «Народная тряпичная кукла»;
– дети закрепили умение проявлять свой эстетический вкус при подборе цветовой гаммы лоскутов для куклы;
- у детей расширились представления о куклах-скрутках;
- дети научились сворачивать ткань, обматывать нитками, связывать, скручивать ткань, пеленать;
- дети закрепили свои умения делать поделку по образцу и объяснению воспитателя.
Работа с воспитанниками после занятия :
- самостоятельное изготовление куклы Пеленашки;
- показ способов изготовления куклы Пеленашки своим сверстникам и другим взрослым;
- обыгрывание кукол (использование их в сюжетно-роевых, театрализованных играх, играх драматизациях);
- Дополнение куклы Пеленашки деталями, проявление творчества (украшение разноцвтными ленточками, кружевом, бусинами; изготовление для нее колыбельки, кроватки из разных материалов и т. п.);
- рисование, аппликация, лепка из пластилина куклы Пеленашки (возможность использования разных средств и материалов в изготовлении куклы Пеленашки, развитие творческого воображения, познавательно-исследовательских способностей)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Последовательность изготовления куклы Пеленашки
1. Раскладываем на столе лоскут плотного льна от себя и сгибаем пополам по длинной стороне.
2. Начинаем туго-туго скручивать ткань трубочкой.
3. Докручиваем скрутку до конца. Скрутка должна быть тугой и плотной, иначе при перетягивании ее нитями личико куколки пойдет некрасивыми морщинами.
4. Серой плотной нитью перевязываем скрутку по талии.
5. Нитью перевязываем посередине нижнюю часть скрутки, намечая так линию ног куклы.
6. Нитью перевязываем посередине верхнюю часть скрутки, намечая так линию лицо куклы.
7. Делаем на груди куклы обережный крест красной нитью: обмотать по часовой стрелке по талии, вверх по диагонали на правое плечо куклы, виток по шейной перетяжке и через левое плечо по диагонали обратно на талию. Связываем концы нитки четным количеством узлов и обрезаем.
8. Повязываем кукле платок. Для этого подворачиваем внутрь краешек длинной стороны треугольного лоскута и накидываем его на голову куклы. Плотно закрываем лоб и закладываем по сторонам две прямые складки. Закрепляем платок несколькими витками серой нитки и завязав четное количество узлов. Обрезаем ее.
9. Заворачиваем куклу в пеленку. Сгибаем светлый тонкий лоскут пополам по короткой стороне. Посередине укладываем куклу и подворачиваем на нее боковые стороны пеленки чуть наискосок так, чтобы сгиб ткани проходил по линии шеи, закрывая концы платка.
10. Заворачиваем куклу в одеяльце. Кладем плотный темный лоскут длинной стороной к себе. Укладываем куклу на середину. Подворачиваем нижний край на ножки куклы.
11. Поднимаем верхний нижний правый угол одеяльца, аккуратно оборачиваем справа и слева.
12. Перевязываем куклу красной нитью или тесьмой крестом, как перевязывали грудь.