Филиппова Ирина
Конспект познавательно-речевого занятия в средней группе «Путешествие с Колобком»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-речевого занятия в средней группе
ТЕМА: «Путешествие с Колобком»
Программное содержание:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
Закреплять знания детей о временах года (признаки осени);
Формировать умение выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку; умение составлять целое из частей; узнавать предмет по силуэту; упражнять в нахождении нарушенной закономерности.
Публикация «Конспект познавательно-речевого занятия в средней группе „Путешествие с Колобком“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
2. Задачи на развитие речи:
Развивать фразовую речь при ответах на вопросы;
Учить детей делать простейшие выводы, логические умозаключения, доказывать своё мнение;
Упражнять в подборе слов – антонимов;
Продолжать развивать фонематический слух: находить звук «С» в начале и конце слова.
3. Воспитательные задачи:
Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями сказки;
Продолжать формирование умения вести себя в коллективе сверстников, слышать друг друга.
Материал:
Демонстрационный:
Колобок квадратной и круглой формы; изображения овощей и грибов; силуэты животных: зайца, волка, медведя, лисы, лошадки; карточка с нарушенной закономерностью; дощечки разной длины (3 из них – самые длинные, одинаковые по длине); 3 обруча; карточки с изображением круга, овала, квадрата; мнемосхема «Осень»; 6 фонариков трёх цветов: красный, синий, зелёный.
Раздаточный:
Предметные картинки с изображением предметов овальной, круглой, квадратной формы; фигуры – головоломки «Сложи квадрат» различных степеней сложности.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята, сегодня утром я встретила сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами встретиться и пригласить вас в интересное путешествие. Вы хотели бы с ним встретиться? Из какой сказки герой - вам придется угадать. Слушайте загадку:
Бабку с дедом он оставил,
Волноваться всех заставил.
Мишку встретил он в лесу,
Волка, зайца и лису.
Много тропок исходил, ото всех он уходил.
От лисы уйти не смог.
Это сказка(«Колобок»)
- Верно. А вот и он…
Воспитатель выставляет на стол Колобка квадратной формы.
-Здравствуйте, дети, я - Колобок!
Дети делятся впечатлениями.
-Что-то не так? Почему вы удивлены?
Дети:
-Колобок не такой бывает. Он в сказке круглый, катится. Он от бабушки с дедушкой укатился!
Воспитатель вынимает из-за квадратного Колобка Колобка круглой формы.
- Всё ясно, он решил над нами пошутить! Колобок, ребята, очень весёлый, любит шутки. Сегодня он вас приглашает в свою сказку, но будьте очень внимательными, так как Колобку может понадобиться ваша помощь. Вы готовы ему помочь?
Дети:
-Да, готовы.
Воспитатель:
- Итак, испекла старуха Колобка и поставила студиться. Колобок полежал-полежал на окошке, да и покатился. Катится Колобок по дорожке, и прикатился на лесную полянку. Посмотрите, какая она необычная!
(на фланелеграфе выложены изображения овощей и грибов)
-Посмотрите, всё ли здесь правильно?
Дидактическая игра «Наведём порядок»
Дети перечисляют, затем под музыку убирают изображения овощей.
Воспитатель:
- Что вы убрали? Почему?
Дети:
-Это овощи, они не растут в лесу, их выращивают на огороде.
Воспитатель:
- Что вы оставили?
Дети:
- Оставили грибы.
Воспитатель:
- Все ли эти грибы можно собирать?
Дети:
- Нельзя собирать мухоморы и поганки – они ядовитые. Но лесные звери их едят – лечатся.
Воспитатель:
- Молодцы, всё верно подметили! Колобок приготовил вам загадку, попробуйте догадаться, каких зверей я вам сейчас покажу.
Дидактическая игра «Узнай предмет по силуэту»
- Но в сказке Колобок встречался не со всеми этими животными. Кто лишний?
Дидактическое упражнение «Кто лишний»
Дети:
- Колобок не встречал в сказке лошадку. Она здесь лишняя. А ещё, лошадка - домашнее животное.
Воспитатель:
- Вспомните, кого Колобок повстречал первым?
Дети:
- Колобок встретил зайца.
Воспитатель:
-Верно. Вот и мы встретили зайца. (игрушка)
-А заяц и говорит Колобку: «Колобок, Колобок, я тебя съем, если ты не выполнишь моё задание».
Воспитатель:
-Поможем Колобку?
Дети:
- Да!
Заяц:
- Назовите приметы осени.
Дети перечисляют признаки.
Воспитатель:
- Кто из вас сможет рассказать об осени по этой волшебной картинке?
составление рассказа по мнемосхеме
Ребёнок составляет рассказ по мнемосхеме
Воспитатель:
- А ещё, заяц, наши ребята могут порадовать тебя стихотворением об осени.
Ребёнок рассказывает стихотворение Г. Новицкой «Тишина»
Воспитатель:
- Покатился Колобок дальше. Кого он встретил потом?
Дети:
- Волка!
Воспитатель:
- Волк тоже загадал загадку Колобку.
Выставляет карточку
Дидактическое упражнение на поиск закономерности
Воспитатель:
- Найдите, что здесь неправильно.
Дети:
- Елочка, гриб, цветок, опять ёлочка, гриб, цветок, а теперь ёлочка, гриб, солнышко. Волк неправильно нарисовал солнышко потому, что после гриба идёт цветок.
Воспитатель:
-Молодцы, помогли Колобку разгадать вопрос волка. Но волк предлагает задание посложней. Справитесь?
- Разложите, пожалуйста, в розовый круг предметы только круглой формы; в жёлтый – только квадратной формы; в красный – овальной формы.
Дидактическая игра «Подбери по форме»
Дети раскладывают предметные картинки
Воспитатель:
- Молодцы! Отпустил волк Колобка, да встретилась ему на пути река. Испугался Колобок: «Ой, сейчас, думает, утону! Я ведь плавать совсем не умею!»
Воспитатель:
- Не печалься, Колобок, мы с ребятами что-нибудь придумаем!
Дети:
- Надо построить мост!
Воспитатель:
- Да, река широкая! Предлагаю вам построить мост из самых длинных дощечек.
Дети прокладывают мостик через речку, затем проходят по нему на носочках и попадают на полянку.
Воспитатель:
-Катился Колобок, катился и видит… кто-то худенький, маленький, беленький, шустрый. Колобок говорит, что это медведь. Но наших ребят не проведёшь, ведь они знают, что медведь:
Дидактическая игра «Наоборот»
- не худенький, а… (толстый);
- не маленький, а (большой);
- не беленький, а (коричневый, бурый);
- не шустренький, а (медлительный, неуклюжий)
Воспитатель:
- Вот он, мишенька – медведь. Он предлагает вам немного поиграть:
Подождите-ка, ребята,
Здесь я делаю зарядку.
Вы, ребята, не зевайте,
И за мною повторяйте.
Физминутка «Звериная гимнастика»
Раз - присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну, и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко раскинув лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало,
Начинаем всё сначала.
Дети вместе с воспитателем выполняют движения, соответствующие тексту, в повторе ускоряя темп выполнения
Воспитатель:
-Мишка предлагает посмотреть на ваши значки и приглашает вас за столы, на которых стоят фонарики соответствующего цвета.
Воспитатель:
- Мишка играл с квадратами и некоторые из них рассыпались на части. Помогите мишке, составьте квадраты.
Дети проходят за столы и рассаживаются в соответствии с цветом меток.
(выполняются задания различной сложности с учётом уровня развития детей)
Фронтальное составление фигур – головоломок «Сложи квадрат»
Воспитатель:
-Молодцы, все справились с заданием быстро!
Дети выходят на свободное пространство группы
Воспитатель:
- Покатился Колобок дальше, и тут ему навстречу лиса – рыжая плутовка. «Не стану, - говорит, - я тебя есть Колобок, если ребята вспомнят, как звучит «Песенка водички»
Дети:
-С-с-с-с-с…
Лиса:
-Поиграем в игру: я вам буду называть слова, а вы скажите, где прячется звук «С», в начале или в конце слова?
Дидактическая игра «Найди, где спрятался звук?»
Дети:
- В слове «слон» - в начале слова;
-в слове «нос» - в конце;
- в слове «стол»…
-… «пёс»…
И т. п.
Воспитатель:
-Понравилось лисе, как вы отвечали, отпустила она Колобка, а он на радостях-то и укатился в лес. Только наш весёлый Колобок просил сказать вам «спасибо» за помощь и передал вот эту красивую корзинку с угощением