Ольга Козориз
Формирование экологической культуры у дошкольников. Интегрированное занятие «Чудо-яблоко» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать экологическую культуру через любовь к природе и познание окружающего мира.
Задачи:
• Рассказать о яблоках, условиях их выращивания, разнообразии сортов.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость на окружающую природу.
• Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.
• Закреплять ранее изученный литературный материал.
Публикация «Формирование экологической культуры у дошкольников, Интегрированное занятие „Чудо-яблоко“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
• Познакомить с приемами рисования на песке; делать отпечатки ладошкой, кулачком, пальчиками, дорисовывать линии для получения целостного образа.
Предварительная работа:
• Беседы о плодовых деревьях.
• Чтение сказок В. Г. Сутеева «Мешок яблок», «Яблоко». Чтение русских народных сказок:. «Гуси - лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Иван царевич и серый волк» .
• Рассматривание авторских иллюстраций.
Материал и оборудование:
• Мольберт.
• Иллюстрации по теме.
• Пчелка с конвертом, маска медведя, макет улья, ободки с пчелками.
• Столы- 7 предметов; корзина, наполненная яблоками разных сортов поднос; два тазика для мытья рук, бумажное полотенце; бумажные салфетки, разделочные доски, пластмассовые ножи, фартуки, шапочки, шпажки – на каждого ребенка.
• Кастрюля, противень, смазанный маслом, лопатка; поднос для готового пирога
• Бисквитное тесто, очищенные яблоки.
• Аудиозапись мелодий, магнитофон.
• Песочница размером 100 см х 100 см, речной песок.
___
Конспект занятия.
Воспитатель. Ребята представляете я утром захожу в группу,а у нас здесь стоит корзина с чем то, я так подумала не буду открывать пусть придут ребята и мы с ними разберемся. Теперь ко мне подходите и на ощупь отгадайте, что ж у меня в корзине?
Дети подходят и определяют на ощупь, ответы детей.
Воспитатель: Отгадайте-ка мою загадку.
Само с кулачок,
Румяный бочок.
Потрогаешь – гладко,
Откусишь – сладко. (Яблоко.)
Яблоки – это фрукты или овощи? Где они растут?
Дети. Яблоки – фрукты. Они растут на яблонях, в саду.
Воспитатель. Как вы думаете, от чего зависит вкус яблок?
Дети. Вкус яблок зависит от того, созрели они или нет. Незрелые яблоки есть нельзя. Они невкусные.
Воспитатель. Чтобы яблоки выросли румяными и сочными, человек должен заботиться о яблонях, на которых они растут. Кто из вас знает, как надо ухаживать за плодовыми деревьями?
Дети. Деревья надо поливать, рыхлить под ними землю, удобрять, обрезать сухие ветки. Подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжести плодов. Для того чтобы бороться с вредными насекомыми, фруктовые деревья опрыскивают специальными растворами.
Воспитатель.
. По ходу рассказа воспитатель выставляет на мольберте иллюстрации.
Весной на яблоне зацветают бело-розовые цветы с нежным запахом. Их аромат привлекает пчел, которые садятся на цветы, пьют сладкий цветочный нектар и переносят на своих мохнатых лапках пыльцу с цветка на цветок. Через несколько дней лепестки цветов опадают, и из их основания (завязи) начинают расти плоды – маленькие яблоки. За лето они увеличиваются в размерах, наливаются сладким соком, подрумяниваются на солнышке.
Воспитатель. Вот и созрели яблочки.
Звучит фонограмма «жужжание пчелки», летит пчелка с конвертом.
Воспитатель: Ой, пчелка прилетела, что то хочет сообщить.
Воспитатель: Пчелка мне на ушко шепчет, а вы знаете какое сейчас время года? А название месяца вы знаете?
Дети: Осень, третий месяц осени – ноябрь.
Воспитатель: У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени.
Открывает конверт и проводится дидактическая игра «да или нет»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Нашей знакомой пчелки очень понравились ваши ответы, и она хочет остаться у нас в гостях, можно ей остаться? Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на них (выставляет на стол поднос с яблоками разных сортов). Как вы думаете, почему эти яблоки не похожи друг на друга? Чем они отличаются?
Дети. Они отличаются формой (круглые и овальные, размером (крупные и мелкие) и цветом (желтые, красные, зеленые).
Воспитатель. Правильно. Эти яблоки выросли на разных яблонях. Садоводы вывели множество сортов, которые отличаются не только формой и вкусом плодов, но и временем их созревания. Одни поспевают летом - это ранние сорта, другие – осенью, их называют поздними или осенними. Есть сорта яблок, которые могут храниться всю зиму, не теряя своего вкуса и аромата, - это зимние сорта. Вы любите яблоки? Каким они бывают на вкус?
Дети. Яблоки бывают сладкие, кислые, кисло-сладкие. Они приятно пахнут. Про них говорят «душистые», «ароматные».
Воспитатель. Как вы думаете, полезно ли есть яблоки и почему?
Дети. Яблоки полезны, в них много витаминов.
Воспитатель разрезает яблоки двух – трех разных сортов и предлагает попробовать и сравнить их вкус. Дети описывают свои вкусовые ощущения.
Воспитатель. Знаете ли вы загадки, пословицы или поговорки о яблоках?
Дети. Что за шарики такие? Золотые наливные На ветвях висят, Всем здоровье дарят.
Весной повисло – Все лето кисло.
А сладким стало - На землю пало.
Воспитатель. Скажите, какие блюда можно приготовить из яблок?
Дети. Из яблок варят варенье, повидло, компот, пекут пироги с яблочной начинкой.
Воспитатель:Я решила испечь яблочный пирог и приготовила для него тесто. Кто из вас дома помогал маме или бабушке печь пироги с яблоками? Вспомните, какие продукты используются для сладкого теста? (Ответы детей).
Я смешала яйца с сахаром, добавила муку, ваниль для аромата, осталось только нарезать яблоки. Помогите мне, пожалуйста. Мы выложим кусочки яблок в форму, зальем тестом и поставим в нашу чудо печь.
Мойте руки, надевайте фартуки и шапочки, превратимся в маленьких поварят и за работу!
Дети моют руки, подходят к столам с оборудованием, нарезают яблоки, выкладывают их на дно формы.
Воспитатель заливает яблоки тестом и ставит в печь.
Дети вытирают руки, снимают фартуки и шапочки, садятся на места.
Воспитатель. Вы замечательно потрудились! Пирог должен получиться очень вкусным, ведь в нем много яблок. И пока печется наш пирог давайте вспомним, в каких русских народных сказках упоминается этот фрукт.
Дети. «Гуси - лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне»и семи богатырях», «Иван царевич и серый волк» и т. п.
Воспитатель. О яблоках говорится не только в народных сказках. Замечательные сказочные истории написал Владимир Григорьевич Сутеев. Вспомните их названия.
Дети. «Мешок яблок» и «Яблоко».
Воспитатель. А теперь я вам предлагаю нарисовать яблоню.
Всех за сказкою сегодня
Приглашаю вас пойти
Интересней приключения
Вам ребята не найти!
Друг за дружкой становитесь
Крепко за руки беритесь
Отправляемся друзья
Отставать никак нельзя!
Играет музыка, дети идут друг за другом
- Ребята! Вот мы с вами и пришли в мою волшебную страну. Это не обычная, она состоит из песка.
- Ребята раньше это была волшебная песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами, но пришел волшебник злой и нарушил наш покой! Вы, ребята помогите! Новый мир мне сотворите!
- Ну что, ребята поможете?
- Давайте сначала поздороваемся с песочком.
- Здравствуй песочек!
- Положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой. Какой песок? (сухой или мокрый, горячий или холодный).
- Давайте согреем песочек руками. Наберите в руки песок и пропустите его между ладонями. Какой он стал?
- Послушайте! Он с вами здоровается. Слышите? Он говорит тихим голосом. Наберите песок в кулачок, а теперь потихоньку высыпайте его, вот как он разговаривает С-С-С-С-С-С!
- Давайте развеселим песочек! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Слышите, как песочек смеется, ему очень нравится!
- Для того чтобы вновь играть с песком надо засыпать им поверхность. Вот так, набираем в ручки песок и засыпаем. Ну вот! Теперь можно продолжать.
- Приложите свою ладошку к песку, что получилось? Правильно опечаток, след от ладошки! А если я дорисую линии вот так, что получится? Да, дерево!
- А давайте вот в какую игру поиграем. Сейчас вы закроете глазки, я сделаю отпечаток, а вы угадаете, чей он!
- Какие вы молодцы!
- Как здорово мы с вами поиграли с песочком, ему очень понравилось.
- Сначала нарисуем деревья. Как мы это сделаем? Прикладываем ладошку к песку, что получается? Правильно, отпечаток! Теперь дорисуем линии, что получилось! Да это деревья. Давайте развесим на наши деревья волшебные фрукты- яблоки вот так! Посмотрите, какая красота получилась!
Воспитатель: Ребята мне вчера мой сосед задал такую задачу, у него в саду под яблонькой стоит домик, только он не знает кто же в нем живет, давайте ему поможем разобраться.
Проводится дидактическая игра «Кто живет в этом домике».
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Воспитатель: ну вот наша пчелка отправилась в свой домик до весны, а у нас пирог готов.
Воспитатель и дети:.
Яблоки румяные,
В них медовый сок.
Испекли все вместе мы
Яблочный пирог.
Вкусный и душистый
Вышел пирожок,
С коркой золотистой.
Съешь его, дружок!
Воспитатель угощает детей пирогом. Подводит итоги.