Марина Хайбулаева
Интегрированное занятие «Что такое природа?», старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект[/b]
интегрированного занятия в группе старшего дошкольного возраста
на тему: «Что такое природа?»
Цель:
1. Расширять представление о компонентах природы (живой, не живой, закрепить свойства живого организма;
2. Дать представление о предметах, созданных руками человека («неприрода»);
3. Развивать логическое мышление; навыки сотрудничества;
4. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам природы, чувство коллективизма, взаимопомощи, желание помогать сверстнику.
Оборудование:
Публикация «Интегрированное занятие „Что такое природа?“, старший дошкольный возраст» размещена в разделах
Демонстрационный материал: модель «Свойства живого организма», мяч, набор картинок с изображением объектов живой и не живой природы, предметами рукотворного мира, перфокарта «Человек учится у природы».
]
Раздаточный материал - перфокарты «Природа и рукотворный мир», альбомные листы, клей, фломастеры, дырокол, ленточка, конверт.
Словарная работа: живая, не живая природа, неприрода, рукотворный мир.
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за объектами природы, которые нас окружают, предложить детям зарисовать в группе объекты живой и не живой природы.
2. Просмотр фрагментов видеофильмов о природе – во время просмотра обратить внимание детей на объекты, которые они видели на прогулке.
3. Просмотр с детьми отрывка из мультфильма «Бременские музыканты», обратить внимание детей на слова песенки героев («Наш ковер – цветочная поляна, наши стены сосны – великаны, наша крыша небо голубое…», предложить детям разучить песенку «Ни чего на свете лучше нету…»,
4. Прослушивание аудиозаписи звуков природы;
Методические приемы:
1. Проблемная ситуация «Поможем Карлсону сделать подарок для Малыша».
2. Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма».
3. Дидактическое упражнение с мячом «Живое – не живое».
4. Дидактическое упражнение «Разложи картинки».
5. Вопросы к детям поискового характера.
6. Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу»
7. Дидактическая игра «Что к чему» (работа с перфокартами).
8. Беседа с детьми «Человек учится у природы».
9. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы»
10. Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
1. Проблемно – игровая ситуация: - Сегодня на адрес нашего сада, нашей группы пришло письмо от Карлсона. Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы знаете, у моего лучшего друга Малыша скоро день рождение. В этом году он пошел учиться в школу, ему там очень интересно. И мне хочется подарить нужный и полезный подарок, который поможет ему учиться в школе. Я собрал много картинок и хотел сделать альбом о природе, но запутался. Я не могу разобраться, какие картинки относятся к природе, а какие – нет. Помогите мне, пожалуйста». (1 мин.)
2. Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма». (3 мин.)
- Вы хотите помочь Карлсону приготовить подарок для Малыша?
- Какой альбом хочет сделать Карлсон? (о природе)
- А что же такое природа? (ответы детей)
- А какая бывает природа? (ответы детей)
- А как отличить живую и не живую природу? Чем живая природа отличается от не живой? (ответы детей) (выставляется модель «Свойство живого организма»).
3. Дидактическое упражнение с мячом «Живое – не живое» (2 мин.)
А сейчас давайте поиграем в игру «Живое – не живое». Я вам называю предметы природы, а вы мне отвечаете – живая это природа или не живая.
(Воспитатель называет слова – ворона, солнце, ветер, береза, ежик, воздух, камень, цветок, рыба, жук, облака, земля, трава, белка, песок, вода).
4. Дидактическое упражнение «Разложи картинки». (4 мин.)
Давайте рассмотрим картинки, которые прислал нам Карлсон и разложим их. На зеленый лист мы положим картинки с изображением живой природы, а на белый лист – картинки с изображением не живой природы.
5. Вопросы к детям поискового характера. (3 мин.)
Воспитатель обращает внимание детей, что на столе остались лишние картинки.
- Назовите какие картинки у нас остались?
- Почему эти картинки вы не разложили? Являются они природой? Почему? (ответы детей).
-Откуда появились эти предметы? (ответы детей). (их сделал человек).
Воспитатель обращает внимание детей на картинки природы.
- А деревья, животных, воду, солнце тоже делает человек? (ответы детей). (они появились без помощи человека, их создала природа).
Микровывод:
Природа – это, то что существует без помощи человека, а «не природа» - это, то что сделано руками человека.
6. Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу» (1 мин.)
Вы устали? Давайте немного отдохнем: закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит (дети сидят на корточках, головы опущены). Начинается новый день. Восходит яркое солнышко. (дети, поднимаясь, делают круг руками). Вдруг упала капелька дождя, потом еще одна, еще и еще, и начался осенний дождик (дети пальцами стучат по полу - сначала медленно, потом быстрее). Дождик стал утихать, а потом совсем прошел. Поднялся осенний ветерок, под его порывами закачались березы, осины, рябины…Последний осенний листочек оторвался от ветки, плавно закружился и опустился на землю (дети плавно кружатся и садятся на корточки).
- Вам понравилось в осеннем лесу?
7. Дидактическая игра «Что к чему». (3 мин.)
Пройдем за столы. Посмотрите, что изображено на карточках. Соедините линиями, предметы, которые относятся к природе с изображением леса и предметы, сделанные руками человека (которые не относятся к природе) с изображением человека.
Воспитатель организует взаимоконтроль – предлагает детям поменяться карточками и проверить их.
- Назовите, какие картинки вы соединили с картинкой леса – природой. (ответы детей). Это мы назвали объекты живой природы.
- Назовите картинки, которые вы соединили, с человеком. (ответы детей) Эти предметы не относятся к природе, они сделаны руками человека.
Микровывод:
Природа – это, то что существует без помощи человека, а «не природа» - это, то что сделано руками человека.
8. Беседа с детьми «Человек учится у природы». (3 мин.)
- Ребята, как вы думаете, а как люди придумывают предметы, которые делают? Например, как человек придумал самолет? (ответы детей)
- Люди часто пользуются «подсказками» природы и придумывают вещи, похожие на то, что они видят вокруг себя. Человек увидел птицу, как она летит в небе, размахивая крыльями и это подсказало ему сделать машину, которая поднимает людей в небо.
Воспитатель предлагает рассмотреть перфокарту и подобрать пару для каждого предмета, который создан человеком и соединить линиями с объектом природы.
Микровывод:Теперь мы с вами знаем, что человек учится у природы, создавая предметы, которые нужны ему в жизни.
9. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы» (4 мин).
- Ребята! Сколько сегодня много мы узнали о природе. Мы вспомнили, что такое природа, что относится к живой и не живой природе, - это то, что природа создала без помощи человека. А предметы созданные руками человека, не являются природой.
- Теперь мы сможем помочь Карлсону, создать альбом в подарок Малышу?
Воспитатель делит детей на три группы:
1 группа – наклеивает на альбомные листы картинки с изображением живой природы;
2 группа – наклеивает на альбомные листы картинки с изображением не живой природы;
- А чтобы Карслон понял, какие предметы не относятся к природе
3 группа детей сделает коллаж – предметы, сделанные руками человека.
Организуется самостоятельная работа детей, в процессе которой воспитатель ведет индивидуальную работу.
После завершения работы детьми, воспитатель предлагает детям соединить отдельные листы в единый альбом. Совместно с детьми оформляется титульный лист альбома «Мир природы».
11. Подведение итогов занятия: (1 мин.)- Посмотрите, какой у нас получился альбом. Как вы думаете, понравится ли он Карлсону и Малышу? О чем узнает Малыш, рассматривая этот альбом? Почему оставшиеся картинки мы наклеили отдельно? Давайте их тоже отправим Карлсону, чтобы он о них рассказал Малышу.
- Ребята, вам сегодня было интересно? Что вам больше всего понравилось?
Последующая работа:
1. Работа детей в тетрадях «Экология для малышей».
2. Чтение и обсуждение художественной литературы: произведения Н. Рыжовой «Наука о доме», Э. Мошковской «Жил на свете человек», В. Орлова «Дом под крышей голубой»
3. Проведение дидактической игры «Н экологической тропинке».