Елена Копьёва
Интегрирование занятие в группе старшего возраста детей 6–7 лет «Люди Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Обеспечить интегрированный подход при рассматривании картин и составлении рассказа по ним.
Задачи.
1. Продолжать учить детей самостоятельно составлять связный текст из 4 – 5 предложений, не повторяя содержание рассказов товарищей.
2. Дать знания о природе тундры.
3. Познакомить с жизнью детей северного края.
4. Воспитывать уважение к людям других народностей.
5. Расширять словарный запас детей (каюр, нарты, северное сияние, чум) .
Публикация «Интегрирование занятие в группе старшего возраста детей 6–7 лет „Люди Севера“» размещена в разделах
Материал: глобус, иллюстрации с изображением людей северных народностей, схемы для составления рассказа, картинки с изображением мхов и лишайников.
Предварительная работа. Беседа о природных зонах, рассматривание их на карте и глобусе, игры мелкими животными на макете «Север».
Ход занятия.
(Дети стоят полукругом у картины.)
-Рассмотрите картину. Какой край изображён? (Север.)
-Почему так решили? (Олени, снег и т. д.)
-Правильно, это север, тундра. Покажите на глобусе, где находится тундра? (Показ детьми.)
(Дети сели на стулья.)
-Что видите на переднем плане картины? (Оленья упряжка.)
Что вы знаете об оленях? (Ответы детей.)
-Давным-давно люди приручили диких оленей. Круглый год олени находятся под открытым небом. Они сами добывают себе корм.
-Чем питаются олени? (Мхами и лишайниками.)
-Лишайники – основное питание для оленей. У оленя широкие копыта, изогнутые, как совок. Ими удобно раскапывать снег в поисках пищи.
-Какой мех у оленя? (Серый, длинный, тёплый.)
-Какие рога у оленей? (Ветвистые, гладкие, сильные.)
-Олени сбрасывают рога. Как люди их используют? (Для украшения, в качестве вешалок, в приготовлении лекарств.)
-Посмотрите, как бегут олени? (Быстро, красиво, легко.)
-Подберите к слову «бегут» слова, близкие по смыслу. (Бегут – мчатся, несутся, летят.)
-Посмотрите на картину и скажите: кого везут олени? (Детей, мужчину.)
-Как называют человека, который управляет оленями? (Каюр – словарная работа)
-Как называют сани, на которых сидят люди? (Нарты – словарная работа)
-Как олени помогают людям? (Люди используют мех для пошива одежды, обуви, рукавиц. Оленей используют для перевозки грузов и людей.)
-Какое время суток изображено на картине? (Утро.)
-Почему так решили? (Ещё не совсем рассвело, дети едут в школу.)
-Где находится школа? (В другом посёлке.)
-По утрам детям приходится ездить в школу, т. к. на севере школы находятся не в каждом посёлке, а только в более крупном.
-Люди каких народностей проживают на севере? (Ненцы, якуты, эвенки, чукчи.)
-Подойдите, посмотрите картинки с изображением людей этих народностей. (На стене выставка.)
-Чем похожи эти люди друг на друга? (Цветом волос, одеждой, разрезом глаз.)
-Жители Крайнего Севера обладают своеобразной внешностью. У них широкие лица, смуглая кожа, прямые черные волосы. Но особой чертой являют глаза — черные и узкие. Чукотская пословица гласит: «Наш врожденный прищур — от снежной белизны и бурь». Как вы это понимаете?
- Люди живут в условиях, где очень долго лежит снег, по бескрайним просторам гуляют снежные ветра и бури, а в спокойную солнечную погоду снег, как зеркало, отражает лучи и слепит глаза. От всего этого природа и спасает местных жителей, дав им щелевидный разрез глаз.
-Что интересного вы заметили в одежде жителей Севера? (Одежда тёплая, сшита из меха, свободная, нет отличия мужской одежды от женской.)
-Почему такая одежда? (Очень холодно, короткое лето, продолжительная зима.)
-Посмотрите на картину: какая растительность произрастает? (Низкорослые деревья, кустарники, мхи, лишайники.)
-на этой картине изображены Жилища жителей Севера.
-Как называется жилище? (Чум. Он из шкур животных. Внутри можно развести огонь.)
-Что за красивое зрелище вы видите на небе? (Северное сияние.)
-Такое сияние можно наблюдать только на севере.
Скороговорка. Северное сияние бывает на севере. (Медленно, шёпотом, быстро.)
-Посмотрите на картину. Что можете сказать о снеге? (Много, большой снежный покров, снежные просторы и т. д.)
-Суров климат севера. Ещё в сентябре земля промерзает насквозь и покрывается снегом. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь.
-Как назовём картину?
-Составьте и расскажите небольшой рассказ про детей на картине «Дети Севера». Старайтесь, чтобы рассказы не были похожи на рассказы ваших товарищей.
(Если будут затруднения, предлагаю схемы.)
Примерный рассказ.
Далеко на севере люди построили деревню. В этой деревне не было школы. Каждое утро дети ездят на оленях в школу в соседний посёлок. Олени быстро домчат детей по бескрайней тундре.
-У детей Севера есть свои игры. Предлагаю поиграть в якутскую народную игру «Льдинки, ветер, мороз».
Дети встают парами, лицом друг к другу.
Говорят: Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
Сверкая звенят: дзынь-дзынь. (Хлопают на каждое слово сначала в свои ладони, потом в ладони товарища.)
По сигналу «Ветер» - разбегаются.
На сигнал «Мороз» выстраиваются в «льдинки» (в кругу) по 4-5 человек. Выбрать, чья льдинка интереснее.
Итог. Мы сегодня поговорили о Севере, тундре, составляли рассказы. Я думаю, если вы увидите фотографии, иллюстрации с природными зонами, то сразу определите, где Север.