Ирина Белоусова
Интегрированная методическая разработка для слушания классической музыки с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная методическая разработка для слушания классической музыки с детьми старшего дошкольного возраста
«КИКИМОРА»
Композитор: А. К. Лядов
Время звучания: 5 минут
Аудиозапись «Мы слушаем музыку» № 6 Радыновой О.
Программные задачи:
1. Знакомить детей с музыкой, рисующей яркие фантастические образы из сказок, вызвать эмоциональный отклик.
2. Дать детям представление о разновидностях колыбельных, исполняемых оркестром.
3. Расширять музыкальный кругозор детей, развивать воображение и фантазию.
Публикация «Интегрированная методическая разработка для слушания классической музыки с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
4. Обогащать эмоциональный словарь.
5. Побуждать выражать свои творческие мысли и чувства в рисунке.
Методы :
1. Словесный:
У Анатолия Константиновича Лядова есть симфоническая сказка на народный текст – «Кикимора». Кикимора – это злой, сказочный, фантастический образ ( вспомнить другие сказочные образы : Баба - Яга. Леший, Водяной, Кощей, где живут и т. д.). Сказка состоит из 2 частей. Первая часть – Кикимора маленькая. Она лежит в хрустальной колыбельке, и волшебный кот – баюн поет ей колыбельную.
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот – баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке».
Вторая часть рассказывает о выросшей Кикиморе.
«Ровно через 7 лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова - то у ней малым – малешенька со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела дня прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной» (Д. Житомирский «Русские композиторы конца 19 и начала 20 века», стр. 19, М. 1960 г.)
(прослушать сначала 1 часть, затем 2)
Вопросы:
- Какая по характеру музыка, рисующая маленькую Кикимору? (сначала музыка медленная, страшная, темная, тяжелая, зловещая) Это композитор рисует каменные горы, где живет Кикимора. Темно и мрачно внутри.
- Как музыка меняется потом? (звучит колыбельная, которую поет кот – баюн, в музыке слышен посвист – это маленькая Кикимора: играют деревянные духовые инструменты).
А в конце нам представляется хрустальная колыбелька Кикиморы: инструмент, который ее исполняет, называется челеста (вызванивает).
Поднимите, пожалуйста, руку вверх, когда услышите этот инструмент.
- Музыка 2 части похожа на музыку 1 части? (она быстрая, слышно ее шипение и свист) Кикимора выросла злой и в музыке слышится ее злая возня. (прослушать фрагмент)
2. Наглядно – слуховой:
- Прослушать в аудиозаписи, сравнить с «Бабой – Ягой» А. Лядова («Колдун» Свиридова, «В пещере горного короля» Э. Грига).
3. Творческий момент:
- Предложить нарисовать фантастический образ, который услышали в музыке.