Ирина Рудакова
Интегрированная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда по теме «Я и мои помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентирование в схеме тела
Общая цель: ознакомление детей со строением и основными частями тела
Цели психолога: развитие тактильного контакта детей
Цели логопеда : активизирование предметный глагольный словарь; согласование числительных с существительными; практическое усвоение уменьшительно-ласкательных форм имён существительных по данной теме
Описание деятельности :
1. «Знакомство с телом»(проводит психолог)
Предлагаю детям рассмотреть иллюстрации, назвать и показать основные части тела (голову, шею, руки, туловище) – голову (глаза, нос, рот, уши).
Публикация «Интегрированная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда по теме „Я и мои помощники“» размещена в разделах
2. «Слушай и выполняй»
– Сядьте, закройте глаза. Почувствуйте пальцы ног. Напрягите пальцы правой ноги, потяните их на себя, а теперь расслабьте. А теперь напрягите пальцы левой ноги, потяните их на себя, а теперь расслабьте.
Сделайте вдох и напрягите мышцы живота, выдохните и расслабьте мышцы.
Теперь напрягите мышцы спины. Почувствуйте, как они напряглись, расслабьте их.
Поднимите плечи к голове, почувствуйте как они напряглись. Когда нам страшно, мы так делаем – прячем голову, напрягая мышцы плеч. Но когда страх проходит, мышцы необходимо расслабить, дать им возможность отдохнуть. Опустите плечи, расслабьте их.
Руками мы всегда что-нибудь делаем: иногда дерёмся, рвём что-либо, ломаем, когда сердимся. Но наши руки – это ещё и творцы прекрасных дел. Руками мы можем вырезать, наклеивать, лепить, шить, вязать, готовить пищу, обнимать дорогих людей…. Вот сколько назначений у наших рук. Давайте попробуем ощутить их. Сожмите пальцы правой руки в кулак, будто вы сжимаете лимон. Сильнее. Еще сильнее, чтобы весь сок выжать. Хорошо! Расслабьте пальцы правой руки. (тоже с левой рукой)
Положите руки на грудь и вдохните так глубоко, как только сможете. Почувствуйте, как расширяется ваша грудная клетка. А теперь выдохните. Грудная клетка будто становится меньше. Люди, которые могут дышать глубоко, имеют красивую грудную клетку и редко болеют.
Шея! На ней держится голова. Поворачивая шею, мы можем видеть даже то, что находится почти за спиной. Наклоните голову вниз и почувствуйте, как тянутся мышцы шеи. Поднимите голову. Расслабьте мышцы шеи.
На голове находятся очень важные органы, которые помогают нам познавать окружающий мир.
Глазами мы видим различные предметы, людей, животных. Закройте глаза, зажмурьте их сильно, а теперь расслабьте мышцы глаз. Чувствуете как приятно расслабление. От постоянного напряжения глаз портится зрение, поэтому мы будем учиться расслаблять мышцы глаз, чтобы наши глаза хорошо видели.
Ушами мы слышим всевозможные звуки, человеческую речь, что позволяет нам общаться, понимать друг друга. Потрогайте свои ушки. Какие они мягкие. Нежно потяните мочки ушей вниз. А теперь потяните себя за мочки ушей вверх, слегка оттяните уши в стороны. Представьте себе, что вы лепите свои ушки из пластилина, пожмите их, но делайте это с любовью к себе, к своему телу.
С помощью рта мы можем издавать звуки, говорить, общаться, есть. Когда мы сердимся, наши челюсти сжимаются, рот напрягается. Давайте напряжем рот, челюсть, показывая зубы. Порычите, будто рассердились на что-нибудь. Расслабьте мышцы рта, опустите челюсть, спрячьте зубы. Опасности нет. Все хорошо! Широко улыбнитесь, растягивая мышцы рта. Вот здорово! Как приятно на вас смотреть. Когда человек улыбается, рядом с ним всем становится хорошо.
3. Беседа по теме (проводит логопед)
-Как можно назвать двумя словами руки, ноги, голову и туловище? (части тела)
-Для чего нужны руки, ноги, глаза, уши, шея, нос, рот, губы, язык?
-Какого цвета бывают глаза?
-Как отличаются волосы по цвету и длине?
- Какие бывают брови, носы, уши, ресницы, губы?
4. Дидактическая игра с мячом «Один-много»
Сколько таких частей у человека? (глаз – два глаза, ухо – два уха, нога – две ноги, нос – один нос, губа – две губы, рука – две руки, шея – одна шея)
5. Дидактическая игра «Покажи на кукле?»
- У меня нос, а у куклы – носик; у меня глаза – а у куклы глазки; у меня руки, а у куклы – ручки ….)
6. Упражнение «Дорисуем рисунок»
-Эта кукла без ноги, дорисуем ногу ей…
7. Упражнение «Потянулись – сломались»(выполняет психолог)
-Встаньте прямо. Вдохните. На вдохе сильно тянитесь вверх, вытягивая руки, напрягая тело.
А теперь постепенно начинаем выдыхать воздух и расслаблять тело. Расслабляем кисти рук, кисти стали мягкими и упали вниз.
Дышим спокойно и расслабляем руки в локтях. Теперь полностью расслабили руки, и они упали вниз.
Расслабили шею, и голова упала на грудь.
Расслабили мышцы спины и согнулись пополам. Туловище расслабилось и обвисло.
Теперь расслабляем колени и мягко падаем на пол. Полежите так. Постарайтесь почувствовать пол. Как ваше тело соприкасается с полом? Удобно вам лежать или нет?
8. Прощание
Дети становятся в круг так, чтобы можно было руками дотянуться друг до друга.
-Закрыв глаза на вдохе, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук партнёра, попрощайтесь с ним руками. До свидания!