Диана Петросян
Изучение художественно-эстетического развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика художественно-эстетического развития детей 5-6 лет — процесс многократного исследования, эмоционально-личностных особенностей, музыкальности осуществляемый на протяжении нахождения ребёнка в ДОУ при помощи специальных диагностических процедур, включенных в игровую музыкально-творческую деятельность.
Отечественные педагоги под диагностикой понимают следующее:
- учёт результатов музыкального воспитания и развития (Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман);
- выявление уровня развития музыкальных способностей (А. Н. Зимина);
Публикация «Изучение художественно-эстетического развития старших дошкольников» размещена в разделах
- контроль за развитием музыкальных способностей (О. П. Радынова);
- отслеживание становления музыкальности (К. В. Тарасова);
- измерение развития тех или иных параметров музыкальных способностей (В. П. Анисимов).
Диагностика художественно-эстетического развития осуществлялась нами в соответствии со следующими критериями:
1. Ладовое чувство,
2. Музыкально-слуховые представления,
3. Чувство ритма,
4. Воображение,
5. Характеристика рисунка.
Охарактеризуем критерии диагностики художественно-эстетического развития. Ладовое чувство проявляется у дошкольников при восприятии музыки как переживание эмоциональное. Ладовое чувство — это эмоциональная составная часть музыкального слуха, эмоциональный компонент музыкального слуха. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Оно проявляется у детей при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Ладовое чувство обнаруживается у детей при узнавании мелодии, определении, закончилась, или не закончилась мелодия, в чувствительности, к точности интонации. В дошкольном возрасте показателем развития этой способности является любовь и интерес к музыке.
В свою очередь музыкально-слуховые представления проявляют способность в воспроизведении мелодии по слуху. Музыкальный слух включает в себя память и воображение.
Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ему свойственно восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Умение чувствовать эмоциональную вырази-тельность музыкального ритма и точно воспроизводить его - главное в чувстве ритма.
Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – образуют ядро музыкальности.
Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при по-строении образов сказочных персонажей. Все эти методы по-своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения.
Характеристика рисунка (художественность, замысел, композиция, живопись, графика).
Для оценки уровня художественно-эстетического развития в соответствии с каждым критерием мы использовали следующие задания.
С целью замера ладового чувства (по Э. П. Костиной) мы предлагали детям выполнить рад упражнений (каждому ребенку было дано индивидуальное задание в зависимости от уровня его развития. Наш опыт работы и знание детей позволяют нам это делать).
1. Ладовое чувство
Задание № 1. Высказывания о музыке с контрастными частями. Примеры: «Полька» И. Глинка, «Болезнь куклы» П. Чайковский, «Эхо» Е. Тиличеевой, «Шуточная» А. Лядов, «Осень» Ц. Кюи
Задание № 2. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту. Примеры:
«Вальс» Ф. Шуберт, 2 «Смелый наездник» Р. Шуман, №2 «Шарма-щик поёт» П. Чайковский
Задание № 3. Определить, закончилась ли мелодия. Примеры: Злюка» Д. Кабалевский, «Клоуны» Д. Кабалевский, «Нянина сказка» П. И. Чайковский, «Камаринская» П. И. Чайковский.
Задание № 4. Назвать любимые произведения.
Задание № 5. Определить, закончилась ли мелодия на тонике начатой мелодии. Примеры: «Камаринская» П. И. Чайковский, «Наша киска» В. Витлин.
С целью замера музыкально-слуховых представлений (по В. П. Анисимову) мы предлагали детям выполнить рад упражнений.
2. Музыкально-слуховые представления
Задание № 1. Пение знакомой мелодии с сопровождением. Примеры: «Весё-лая песенка» Г. Струве, «Падают листья» М. Красев.
Задание № 2. Пение знакомой мелодии без сопровождения. Примеры: «Цветики» В. Карасева, «Мамочке любимой» Е. Гомонова, «Урожай собирай» А. Филиппенко.
Задание №3. Пение малознакомой мелодии (после нескольких прослушиваний с сопровождением). Примеры: «Козлик» русская народная песня, «Зим-няя песенка» М. Красев, «Кукушечка» Е. Тиличеева.
Задание № 4. Подобрать по слуху хорошо знакомую короткую попевку на металлофоне. Примеры: «Дед Мороз» В. Витлин, «Песенка ёжика» Е. Гомонова, «Андрей-воробей», «Мамина песенка» М. Парцхаладзе, «Ёлочка» М. Красев
Задание № 5. Подобрать по слуху малознакомую попевку на металлофоне. Примеры: Андрей-воробей, Вверх по ступенькам мы пойдём.
3. Чувство ритма. С целью замера чувства ритма (по Э. П. Костиной) мы предлагали детям выполнить рад упражнений.
Задание № 1. Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах знакомого ритмического рисунка. Примеры: «Полька» С. Майкапар, «Поезд» Л. Банниковой, «Месяц май» Е. Тиличеева.
Задание № 2. Просьба повторить вновь услышанный ритмический рисунок. Примеры: «Гармошка, «Песенка друзей» В. Герчик, «Труба» Е. Тиличеева, «Танец капелек» Е. Гомоновой.
Задание № 3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма – быстро, медленно, умеренно). Примеры: «Весёлый танец» нем. народ. мелодия, Марш зайчат» А. Жилинский, «Солнышко и тучка» Д. Кабалевский, «Музыкальная табакерка» А. Лядов.
Задание № 4. Просьба передать в игровой импровизации выразительность двух-трёх контрастных персонажей. Примеры: «Кикимора» А. Лядов (образ Кикиморы и кота Баюна, «Пер Гюнт» Э. Грига (образ Анитры и образ Сольвейг, «Петя и волк» С. Прокофьев (образ утки и птички).
Задание № 5. Просьба выразить в танце свои впечатления от прослушанной музыки. Примеры: «Вальс» Ф. Шуберт, «Камаринская» П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из детского альбома П. И. Чайковский.