Ольга Родичкина
Интеграция в развитии детского художественного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Публикация «Интеграция в развитии детского художественного творчества» размещена в разделах
Актуальность проблем развития творческих способностей учащихся, это - главная цель дальнейшего развития образования является – удовлетворение потребности граждан России в образовании гармоническое развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала младших школьников. Важной задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и творческими способностями.
Многолетний опыт работы дает мне право утверждать, что нет не одаренных детей. Каждый ребенок воспринимает окружающий мир по-своему в зависимости от тех условий, которых он живет, с кем общается, кто помогает ему раскрыть и развить его творческие способности, воспитывать личностные качества. Одной из главных моих задач является необходимость заинтересовать детей. Без удивления нет качества и успеха. Ученик должен видеть результат своего труда, только тогда у него может возникнуть потребность к дальнейшему творчеству. Творческий человек, как правило, успешен во всем.
Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса я творчески использую дидактические идеи педагогов-новаторов: опорные сигналы В. Ф. Шаталова, на зону ближайшего развития Л. С. Выготского, принципы развивающего обучения. Использование компонентов информационно-коммуникационных технологий, коммуникативность - деятельностного подхода в воспитании учащихся позволяет строить такое воспитание, которое способствует творческому развитию личности.
Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».
Одним из требований ФГТ дошкольного образования является интеграция образовательных областей.
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон, на основе восприятия действительности различными органами чувств. Очень важно процесс обучения построить не в форме школьного урока, а таким образом, чтобы была сохранена самобытность и специфика дошкольного детства.
Эффективность эстетического воспитания в целом и развитие художественно-творческой деятельности ребенка в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности.
Взаимосвязь познания искусства, окружающей жизни и разнообразных видов художественной деятельности способствует установлению ассоциативных связей, появлению ярких эмоциональных переживаний.
В связи с этим важным направлением всей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников и младших школьников, мы считаем интеграцию. Под этим термином мы понимаем более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциации и их активизацию в процессе творчества в разнообразных формах эстетической деятельности. Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности малышей, включает знакомство со всеми видами искусства. При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания их определенные содержательные аспекты всегда вступают в роли стержневых, основополагающих. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве таких базовых составляющих чаще всего выступают произведения искусства, в том числе народного и декоративно-прикладного, детская художественная литература, устное народное творчество. Феномен интегрированного развития и проявления художественно-творческих способностей объясняется также возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах искусства, с использованием специфичных средств изображения и выражения. Вместе с тем исследования С. П. Козыревой, Е. Л. Трусовой показали, что в рисунках дети могут передавать музыкальные и литературно-драматические образы, используя средства выразительности рисунка: линии, цвет, колорит, форму, композицию. Как уже говорилось выше, в изобразительной деятельности дети охотно передают и образы природы. Использование при характеристике образов природы поэтических образных выражений усиливает их эмоционально-эстетическое воздействие на детей.