Наталья Худякова
Интеграция основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительное образование занимает всё прочное место в дошкольных учреждениях. Оно привлекательно для ребёнка, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития, учитывая его индивидуальные особенности.
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной организации реализуется на основе основной образовательной программы. Дополнительные образовательные программы не должны подменять программу дополнительного образования. Их ценность заключается в том, что они призваны усиливать содержательную составляющую основной программы и способствовать практическому приложению умений и навыков детей, стимулировать их познавательную мотивацию, развивать творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу. Таким образом, возникла необходимость интеграции дошкольного основного и дополнительного образования, как на уровне содержания, так и организации деятельности.
Публикация «Интеграция основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Оптимальное сочетание содержания основной программы и программы дополнительного образования достигается благодаря внедрению новых технологий, разнообразию и вариативности средств, форм и методов, обеспечивающих интеграцию частей образовательного пространства дошкольного учреждения.
Интеграцию образования можно рассматривать в двух аспектах:
внутренняя интеграция – осуществляется в форме организаций студий, кружков, клубов на базе ДОУ. Такая работа позволяет решать задачи дифференцированного и индивидуального подхода. Основным смыслом внутренней интеграции является не наполнение детей знаниями, а поиск индивидуальных способов проявления способностей детей и создание условий для их развития;
внешняя интеграция – сотрудничество ДОУ с музыкальными. Художественными школами, музеями, центрами детского творчества и т. п. когда в сотрудничестве реализуются интегрированные программы дополнительного образования. Это реализует современные цели образования путём интеграции возможностей разных учреждений, и не только в системе образования.
Образовательное пространство в нашей дошкольной организации представлено основной образовательной программой и программой дополнительного образования.
Под дополнительный образованием мы рассматриваем организацию кружковой работы воспитателями в каждой возрастной группе и специалистами по направлению их деятельности в соответствии с особенностями развития детей и социальным заказом родителей.
Работа кружков планируется по тематическим разделам в соответствии с направлениями основной образовательной программы дошкольного образования. Таким образом, расширяется и углубляется содержание основной программы, для детей создаются образовательные условия, обеспечивающие более высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков в рамках обязательных форм деятельности воспитателя и ребёнка в ДОУ.
В начале учебного года, исходя из интересов, возможностей и способностей детей педагог определяет направление дополнительного образования, планомерно включая его в образовательный процесс.
Предлагаем вам познакомиться с организацией дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста.
Младший дошкольник познаёт мир и развивается с помощью ощущений и прикосновений. Развитие мелкой моторики является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.
Кружок «Умные пальчики»
Работа кружка «Умные пальчики» проходила в совместной деятельности педагога и детей в разные режимные моменты во всех видах деятельности, планомерно включаясь в основной воспитательно-образовательный процесс. Основная цель кружка – создание социальной ситуации для развития мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр.
Пальчиковые и дидактические игры влияют не только развитие речи, но прелесть их ещё и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают, что так актуально для детей младшего дошкольного возраста в процесс адаптации и дальнейшей организации образовательной деятельности.
Персонажи и образы наших пальчиковых игр – паучок, бабочка, коза и зайчик, курочка и мышка, солнышко и дождик – нравятся детям, они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят детей к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятие выше и ниже, сверху и снизу, справа и слева.
От ощущения – к восприятию.
От восприятия – к представлению.
От представления – к пониманию.
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее действие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать работу внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Необходимо помнить три важных правила. Первое: пальцы обеих рук следует нагружать равномерно; второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук); третье: поскольку пальчикова гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться во всех видах совместной деятельности педагога и детей.
Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Для работы кружковой деятельности была создана дополнительная копилка всевозможных пальчиковых игр, в которую вошли следующие пальчиковые игры: «Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт», «Моем руки», «Улитка-улитка», «Ай, ду-ду-ду», «В нашей избушке петух поёт», «Жили-были зайчики», «Воробей живёт на крыше», «Лодочка», «Как у нашего кота» и др.
Многие дидактические игры нам помогали делать родители, например «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать!» и пособия для дидактических игр «Катушечки» и «Волшебный мешочек» и др.
Такие дидактические игры как: «Сухой бассейн, игры с прищепками – «Цветные ёжики», «Солнышко», «Ловись, рыбка» и другие способствуют развитию логического мышления. А словесные дидактические игры как: «Назови предмет», «Поехала кукла в гости» формирует слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Так же они развивают любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи.
Все дидактические игры и пособия находятся в доступном месте и дети могут ими свободно пользоваться, При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья ребёнка.
Развитие мелкой моторики и во время творческой деятельности, когда ребёнок создаёт что-то интересное своими руками.
В декабре совместно с родителями мы сделали проект «Символ года», где родители с детьми сделали коллажи, аппликации, используя различные материалы (бисер, вату, опилки, природные материалы и др.)
К концу учебного года нами было отмечено, что у детей произошли положительные изменения в общении со сверстниками и взрослыми, появился интерес к возможностям своей руки, улучшилась координация движений кисти.
Превращается рука
И в котёнка и в щенка,
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Развесёлые ребятки,
Ум, талант – и всё в порядке.
В данный мы продолжаем работу над развитием мелкой моторики рук, используем новые методики: расскажи стихи руками и методику Железновой.
В настоящее время методика носит комплексный всесторонний характер и признана одной из лучших в педагогике раннего возраста. Фонотека Железновых содержит музыкальные сказки, игры, массажи, песенки, стихи и многое другое.
Список используемой литературы.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников : Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр «Академия», 1997 г.
2. Борисенко С. Е., Лукина Н. А. Наши пальчики играют: Развитие мелкой моторики. С-Пб. : «Паритет», 2002 г.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. Москва: «Карапуз-Дидактика», 2008 г.
4. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008 г.
5. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года) : Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г.
6. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т. И. Оверчук С-Пб «Детство –Пресс» 2005 г.