Любовь Скиаветти
Интеграция областей «Музыка» и «Художественное творчество» посредством проведения с дошкольниками комплексных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Современная ситуация в системе дошкольного образования в условиях соблюдения федеральных государственных требований предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей. При сочетании различных видов детской деятельности у воспитанников происходит взаимодействие органов чувств. Особенно ярко данный факт проявляется в рамках интеграции двух образовательных областей : «Музыка» и «Художественное творчество». У детей развивается фантазия, воображение, интеллект, формируется ассоциативное поле, оптимизируются творческие способности, преодолевается однобокость и фрагментарность мышления.
Публикация «Интеграция областей „Музыка“ и „Художественное творчество“ посредством проведения с дошкольниками комплексных занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Я, в своей работе, активно применяю сферу вышеуказанной интеграции. На основе музыкальных занятий (слушание музыки, пение, ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах) проходит деятельность детей, связанная с изобразительным искусством (рассматривание изопродукции, рисование, аппликация, лепка). Также в занятия включаются танцы, игры, физические упражнения, развитие речи в беседах и разучивание стихов и песен. Усвоенные на подобных занятиях навыки и умения включаются в детские досуги и развлечения.
Ежегодно в нашем детском саду проводятся «Пушкинские встречи». Перед проведением мероприятия, предварительно с детьми прослушивали классическую музыку о природе, настроении, животных и птицах. С воспитателями в группе прослушивали аудиозаписи Пушкинских сказок, на комплексных занятиях занимались одновременным слушанием музыки и художественным творчеством по мотивам таких сказок, как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде». Досуг «Пушкинские встречи» проводим в музыкальном зале. Под «Вальс-фантазия» Глинки дети входят в музыкальный зал, далее проводится беседа, какие сказки А. С. Пушкина знают дети, выясняется что такое опера и какие композиторы писали музыку для произведений писателя. С детьми проводится слушание отрывков «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка», «33 богатыря», «Царевна-лебедь»). Дети исполняют песни «Ветер по морю гуляет» Струве, «Ласковая сказка» н. Гогина, музыкально-ритмическое упражнение «Богатырская сила» из собраний А. И. Бурениной. Ведущая мероприятия – Арина Радионовна, она увлекает детей в мир сказки, в результате чего ни один ребенок не остается равнодушным к творчеству А. Пушкина.
По аналогичному принципу в этом году совместно с воспитателями провели конкурс чтецов, приуроченный к «100-летию» со дня рождения С. Михалкова. Дети читали стихи, а также проявляли художественные способности в рисунках по таким стихотворениям, как «Дядя Степа» «Мой щенок», «Котята», «Рисунок», «Овощи». В группе был проведен досуг «Мы помним С. Михалкова» и организована выставка детских работ. Ребята исполняли «Песенку друзей» с движениями, «Огородную-хороводную», разыграли сценку «Бараны», выполнили танцевальную композицию «Непоседа». Также мы вспомнили стихотворение «А что у вас?» и поиграли в игру «Угадай профессию мамы», закрепив лексическую тему «Профессии». Предварительно был разучен «Гимн российской федерации», который дети спели в заключении мероприятия. На основе стихотворения С. Михалкова «Сашина каша» в конце апреля совместно с логопедами и воспитателями были проведены речевые утренники «Мальчик Саша в стране правильной речи».
В рамках интеграции образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество», в марте было проведено комплексное занятие «Зима не даром злится», которое состояло из 2-х частей. В первой части с детьми были прослушаны такие произведения, как «Вьюга» из балета «Снежная королева», «Весна» из времен года Вивальди, «Весенний вальс» Шостаковича, а также предварительно слушали звуки природы (скрип снега, журчание ручья, капель). Данное занятие включало беседу о зиме и весне, их отличительных особенностях, наблюдение за изменениями в природе, чтение стихотворения «Зима не даром злится», ребята просматривали репродукции, изображающие зимние и весенние пейзажи. Вспомнили зимние песни и повторили весенний хоровод и заклички Весны. Во второй части занятия перед детьми стояла задача отобразить в своих рисунках спор зимы и весны. Для облегчения этой задачи, я предложила детям рассмотреть два образа: образ злой и холодной Снежной королевы, и образ оттаявшей, доброй королевы. Штрихи обоих образов были абсолютно одинаковые, но средства выразительности – разные. Дети чутко уловили эту разницу, которая проявляется в количестве и манере цвета, его оттенках, наличии у «весенней королевы» румянца на щеках и узоров в одеянии. Дети с огромным удовольствием изобразили в своих работах спор зимы и весны и хочется отметить, что подошли к этому процессу творчески и разносторонне.
Еще одной темой для интеграции музыкальной и изобразительной деятельности является для меня «Космос». Эта тема является не только лексической, но и интегративной. Дети знакомятся с солнечной системой, передают в рисунках свои впечатления, слушают инструментальную космическую музыку. Во второй неделе апреля, ко Дню космонавтики, мы провели развлечение «Машина времени». В гости к ребятам прилетели космические пришельцы, которых нужно было всему учить, познакомить не только с телами и объектами космоса, но и родной планетой Земля, ее географическими особенностями, населением и бытом. Музыкальный репертуар, который можно использовать на данном мероприятии всевозможный: игра «Летчики, на аэродром», «Роботы и звездочки», «Море волнуется», песни «Из чего наш мир состоит», «Край родной» и другие песни и хороводы о большой и малой родине. Все зависит от задач, которые преследуются в рамках прохождения темы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями и оказывает мощное стимулирующее воздействие на развитие их литературно-творческих способностей.
/выступление сопровождается мультимедийной презентацией фотографий по представленной теме/