Валентина Рощина
Интеграция игры в разные виды деятельности детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
гра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становится ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Публикация «Интеграция игры в разные виды деятельности детей младшего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.
Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в программе для каждой возрастной группы. Именно в этих видах деятельности при условии освоении ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально- личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.
Интеграция игры в разные виды деятельности способствует лучшему усвоению материала.
Например, интеграция сюжетно-ролевой игры в разные виды деятельности детей способствует всестороннему развитию ребенка. Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра - не настоящая жизнь, малыши в то же время по-настоящему переживают свои роли, откровенно показывают свое отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который обозначится на его отношении к людям, их работе, вообще жизни.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. В образовательной деятельности и в повседневной жизни можно разыгрывать сценки из детского быта- например, с куклой или медвежонком. Можно организовать игры на темы литературных произведений: «Игрушки» А. Барто, потешек,колыбельных и т. д. Воспитатель является активным участником таких игр. Он показывает, какими разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, движения. Также интересны малышам игры с воображаемыми предметами, например: «Представьте себе мяч, возьмите его» и т. п. У ребят появляется интерес к кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам. В процессе работы у малышей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнерства и творческие способности.
Интеграция конструкторских игр в разные виды деятельности развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной упорной деятельности. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия.
Дидактическая игра используется в образовательной деятельности детей и вне ее (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности). Используя, игры с предметами детей учат сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
В младшей группе игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Интеграция игры дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.
Использование подвижных игр в разных видах деятельности детей важно для физического воспитания дошкольников потому, что они способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта.
А вот интеграция народных игр в разные виды деятельности детей, с помощью которых ребята отображают жизнь людей, их быт, национальные традиции, способствует воспитанию чести, смелости, мужественности…
Игра по утверждению П. Лесгафта- это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И наша задача- стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок- игра, тактично поддерживая руководство, обогащать игровой опыт малышей.