Наталья Клюева
Инновационный экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Витамины-наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный экологический проект для детей среднего дошкольного возраста
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Проект «Витамины - наши друзья»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Автор проекта : Клюева Н. Г., воспитатель средней группы
Публикация «Инновационный экологический проект для детей среднего дошкольного возраста „Витамины-наши друзья“» размещена в разделах
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Вид, тип проекта : краткосрочный, творческий
Место проведения: структурное подразделение «Детский сад № 11
комбинированного вида»
Сроки проведения: 2-3 недели (07.10-21.10.2013 г.)
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, родители,
педагоги.
Возраст детей : 4 года.
Основание для разработки:
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за
короткий срок: дети получают знания о витаминах, правильном
питании и здоровом образе жизни; учатся изготавливать поделки в
нетрадиционной технике.
Реализация проекта по тематике по тематике «Витамины – наши
друзья» обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности
детей, педагогов и родителей.
Проект прошел апробацию в детском саду: принят на заседании на
педагогическом совете протокол № 1 от 26.09.2013 г.
Реализация Федерального государственного образовательного
стандарта: интеграция полученных знаний, умений и навыков
ребенком через образовательные области: познавательное развитие,
речевое развитие, социально- коммуникативное развитие,
художественно- эстетическое развитие.
Образовательные ресурсы: программа развития и воспитания детей в
детском саду» Детство» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина
и др. 2001 г. ; программа для дошкольных образовательных учреждений
РМ «Мы в Мордовии живем» авторского коллектива преподавателей
МГПИ им. М. Е. Евсевьева 2000 г. ,; «Юный эколог» С. Н. Николаевой
1995 г.
Актуальность
Питание в дошкольном возрасте имеет особое значение для
здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать
расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый
для роста и развития всех органов и систем организма. Ухудшение
качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов
отрицательно сказываются на физическом развитии детей.
Так, по мнению врачей – педиатров при дефиците витамина В1
мышцы плохо сокращаются, снижен их тонус (так называемый симптом
«вялых плеч», в том числе и тонус брюшных мышц, а следовательно,
нарушено дыхание. Особенно отрицательно дефицит витаминов группы
В сказывается на мышцах, длительно находящихся в состоянии
перенапряжения.
Нарушается белковый обмен в мышцах и вследствие дефицита
витамина С. Мышцы долго не могут расслабиться после нагрузки, что
ускоряет развитие их перенапряжения. Недостаток витамина С
сказывается и на прочности сухожилий и связок.
Дефицит жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительный
процесс в мышцах, а дефицит витамина Д ведет к рахиту.
Наиболее важные для работы мышц минеральные вещества – калий,
магний, кальций и железо. Дефицит кальция и магния понижает
сохранительную способность мышц, недостаток калия замедляет
восстановление мышц после нагрузок.
Резюмируя вышесказанное, правильное питание - залог здоровья, но
не все это воспринимают серьезно. За последние 10-15 лет наш
рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической
революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем
порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре,
утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками.
Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные
кубики вытеснили со стола здоровую еду.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые
пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет
семья. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей
правильное представление о здоровом питании, способствовать
пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой
частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что
правильное питание – это залог хорошего самочувствия,
работоспособности, активной деятельности, отличного настроения,
важнейшее условие нашего здоровья и долголетия.
Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем
здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных
вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и
родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом
направлении явилась основной причиной создания нашего проекта.
Цель проекта : сформировать у детей представление о правильном
питании и здоровом образе жизни.
Задачи:
познакомить детей с понятием «витамины», их роли в жизни
человека;
закрепить понятие «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их
употребления;
способствовать развитию творческих способностей детей, умения
работать сообща, согласовывая свои действия;
помочь организовать совместную деятельность родителей и детей
для презентации выставки работ «Витамины – наши друзья»;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Этапы реализации проекта :
1 этап. Организационный. Уточнение представлений детей о
полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни, т. е. личный
опыт, на который может опереться педагог.
Деятельность педагога
1. Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о правильном
питании (витаминах).
2. Создание развивающей среды : уголка для сюжетно-ролевых игр; дидактических игр.
3. Рекомендации для родителей «Витаминные заблуждения».
4. Памятка для родителей «Овощи-фрукты - источник здоровья».
5. Совместная деятельность педагога с детьми.
6. Совместная деятельность родителей и детей.
2 этап. Теоретический. Подбор и изучение педагогической и
справочной литературы, иллюстрированного материала в соответствии
с темой проекта и с учетом возрастных особенностей детей,
разработка проекта.
3 этап. Практический. Расширение детских представлений,
накопление и закрепление полученных знаний о витаминах, о
правильном питании через разнообразные виды совместной
деятельности педагога с детьми и родителями.
Деятельность педагога.
1) Интегрированное занятие «Витамины на нашем столе».
2) Интегрированное занятие «Овощи - фрукты».
3) Лепка «Что созрело в саду и огороде?».
4) Аппликация «Овощи на тарелке», «Ваза с фруктами».
5) Беседа» Овощи, фрукты - полезные продукты».
6) Чтение Ю. Тувим «Овощи». Загадывание загадок об овощах,
фруктах, ягодах.
7) Дидактические игры и упражнения: «Накорми друга», «Корзина
картофеля», «Сортировка овощей», «Что внутри», «Пальчики
собирают яблочки», «Угадай на вкус», «Вершки- корешки».
8) Развивающие игры: «Зеленый друг» (ботаническое лото, «Во
саду ли, в огороде», «Поваренок».
9) Подвижные игры «Собери урожай» (эстафета, «Баба сеяла
горох», хоровод "Кабачок".
10) Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Овощи - фрукты».
11) Беседа с элементами опытно-экспериментальной деятельности
«Откуда берутся витамины». Приготовление свежего сока из
апельсинов.
4 этап. Подготовка к презентации. Презентация.
Деятельность педагога.
Организация и презентация выставки «Витамины - наши друзья».
Совместная деятельность педагога с детьми.
Помощь детей в размещении работ на стенде.
Оформление папки по итогам проекта.
Представление проекта на муниципальный конкурс.
Итог
Выбор темы оказался неслучайным. В ходе реализации проекта
дети познакомились с понятием «витамины», их ролью в жизни
человека. Участники проекта закрепили понятия «овощи», «фрукты»,
«ягоды», узнали о пользе их употребления. Проект способствовал
развитию творческих способностей детей, умению работать сообща,
согласовывая свои действия с действиям других его участников.
После проведенной работы и родители и дети пришли к выводу, что
овощи и фрукты необходимы для питания малышей, они являются
источником витаминов. Проект помог вовлечь в совместную
деятельность родителей и детей для последующей презентации
выставки работ «Витамины – наши друзья».
Проект способствовал воспитанию стремления к здоровому образу
жизни у его участников. Все участники проекта задумались над
тем, какие факторы влияют на здоровье семьи? В результате все
пришли к выводу, что главными факторами, влияющими на здоровье
семьи, являются:
психическое и физическое здоровье детей;
правильное и здоровое питание;
развитие творческого потенциала детей;
воспитание всесторонне развитой личности ребенка;
душевное благополучие, благоприятный психологический климат
в семье.
Литература:
1. Грехова Л. И. В союзе с природой.
2. «Дошкольное образование» № 16, 2001.
3. Мереньянова О. Р. Формирование у детей основ экологической
культуры.
4. «Начальная школа» № 7, 2001.
5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в
дошкольном детстве.
6. Аксенова З. Ф. 6. Войди в природу другом.
7. Рыжова Н. А. Наш дом - природа.
8. Поддубная Л,Б. Природа вокруг нас и др.
9. Николаева С. Н. Юный эколог.
10. Рылеева Е. Открой себя.
11. Енакай Т. М., Мазитова Г. Ш. Природа и ребенок.