Наталья Шихалева
Инновационный проект «Творчество с Тико конструктором для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Творчество с ТИКО конструктором для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи».
2. Тип проекта: познавательно - творческий проект для детей старшей группы с ОНР.
3. Цель проекта: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО - моделирования.
Задачи проекта:
Для детей:
1 .Расширять представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;
2. Развивать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
3. Совершенствовать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через действия с ТИКО - конструктором;
4. Поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности;
5. Способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки путем сравнения результатов.
Для родителей:
Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с ТИКО-конструктором.
Целевая аудитория проекта: 5-6 лет.
Авторы проекта:
Зайцева Екатерина Александровна – воспитатель
Власова Наталья Анатольевна – воспитатель
Богданова Татьяна Владиславовна – воспитатель
Участники проекта:
-воспитатели
-дети
Партнёры: родители воспитанников
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Инновационность проекта: инновационность проекта заключается в адаптации Трансформируемого Игрового Конструктора для Обучения в образовательном процессе ДОУ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Планируемые результаты проекта:
Дети способны:
различать и называть фигуры;
конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
ориентироваться в пространственных понятиях;
конструировать игровые фигуры по схеме и по собственному замыслу;
иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
могут конструировать объемные геометрические фигуры, и объединять их в единую сюжетную линию;
воспринимать вербальную инструкцию и воспроизводить ее в конструктивных действиях;
создавать коллективные сюжетные композиции;
взаимодействовать в парах и минигруппах при воплощении конструктивного замысла.
Этапы и сроки проекта:
Подготовительный: изучение и подбор литературы, определение цели и задач проекта, составление плана, подбор и изготовление демонстрационного материала (схем, иллюстраций); диагностика, проводимая на начальном этапе проекта в виде естественно-педагогического наблюдения.
Основной: организация и проведение мероприятий согласно плану.
Содержание работы с конструктором ТИКО:
1. Использование при организации предметно – развивающей среды
Театральный центр:
конструирование декораций и персонажей для сказок.
Центр сюжетно – ролевых игр:
конструирование различных героев и предметов для игр «Магазин», «Кафе», «Семья», «Салон сотовой связи», «Город для кукол».
Художественно – эстетический центр:
конструирование различных мозаичных узоров, стаканчиков для карандашей, кисточек.
Центр конструирования:
конструирование построек, техники, роботов и пр., на что хватает фантазии.
Физкультурный центр:
использование различных атрибутов, построенных из ТИКО – деталей для спортивных игр, развития координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
2. Использование на развивающих занятиях
Формирование элементарных математических представлений:
конструирование всего спектра плоских геометрических фигур и объёмных тел,
моделирование симметричных фигур,
изучение чисел и цифр, порядковый прямой и количественный счёт, числовой ряд, состав числа.
знакомство со знаками «больше», «меньше», «равно», сравнение чисел.
знакомство со знаками «плюс», «минус», выполнение сложения и вычитания.
Обучение грамоте:
знакомство с графическим образом букв, разграничение понятий «буква» и «звук», моделирование букв из геометрических фигур,
обучение чтению, письму.
Конструкторско – модельная деятельность:
творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО – конструктора.
Изобразительная деятельность:
конструирование узоров и орнаментов.
Заключительный: анализ реализации проекта и достигнутых результатов. Выявление проблем, возникших в ходе её реализации. Определение путей дальнейшей работы в этом направлении.
Ресурсы проекта (по видам: материальные, информационные, интеллектуальные, организационные)
-Материальные: методические и дидактические пособия, картотека; информационно-просветительские стенды в ДОУ; развивающие пособия, интерактивная доска.
-Информационные: мультимедийные презентации; публикация конспектов ООД- практикумов на образовательных порталах.
-Организационные: проведение мероприятий, участие в различных конкурсах.
Методы, приёмы, средства оценки результативности проекта.
Наглядный метод рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету.
Словесный метод краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Практический метод использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Приложения
-Методические и дидактические материалы по реализации проекта.
Описание работы
Введение
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
(А. В. Сухомлинский.)
Аббревиатура ТИКО расшифровывается как трансформируемый игровой конструктор для обучения. Это игровое пособие представляет собой набор плоских пластмассовых фигур, которые можно соединять между собой при помощи шарниров. Детали имеют разную форму – могут быть треугольными, круглыми, квадратными и т. д. Из них можно собирать различные конструкции, в том числе объемные.
Кусочки пластика, которые легко трансформируются в настоящий дом, ракету или автомобиль, являются простым и удобным тренажером для всестороннего развития ребят – и интеллектуального, и познавательного, и речевого, и социально-коммуникативного. Играя со своими сверстниками, дети обретают и тренируют навыки общения и взаимодействия, проявляют любопытство, пробуют самостоятельно сделать что-то новое, учатся анализировать, генерировать идеи, экспериментировать, делать выводы, совершают пусть небольшие, но такие важные для себя открытия.
Новизна и креативность ТИКО-технологии состоит в том, что, играя в этот конструктор, ребенок наблюдает, как плоскость становится трехмерным пространством, а непонятная развертка вдруг превращается в куб, который легкими движениями руки вновь трансформируется в плоскую фигуру. Так естественным образом, в ненавязчивой форме юные строители знакомятся с геометрией и геометрическими фигурами, причем не только простыми – прямоугольниками, треугольниками, ромбами, трапециями, но и объемными – пирамидами, кубами, призмами. Еще один существенный плюс – бесконечное число вариаций, которые получаются из простейшего набора деталей.
В игре с конструктором ТИКО ребенок запоминает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, также открывается мир призм, пирамид.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Конструктор ТИКО создает для этого самые благоприятные возможности. Уже через 2 – 3 месяца обучения воспитанники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. Используя конструктор ТИКО в собственной деятельности, дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Технология ТИКО обретает особое значение в условиях ФГОС и широко используется и в дошкольных образовательных учреждениях.
Формы и режим занятий:
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной теме. Комплексное решение вопросов, в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых знаний.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, творческий поиск позволяют: ребенку узнать, что такое - полезные ископаемые, какие они бывают, узнать о значении природных ресурсов в экономике, научиться уважать и любить свою Родину, привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Ожидаемые результаты:
Дети способны:
различать и называть фигуры;
конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
ориентироваться в пространственных понятиях;
конструировать игровые фигуры по схеме и по собственному замыслу;
иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
могут конструировать объемные геометрические фигуры, и объединять их в единую сюжетную линию;
воспринимать вербальную инструкцию и воспроизводить ее в конструктивных действиях;
создавать коллективные сюжетные композиции;
взаимодействовать в парах и мини группах при воплощении конструктивного замысла.