наталья борисова
Инновационный проект «Использование современных игровых технологий для ФЭМП старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создать условия для повышения качества образования в МБДОУ через внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий.
Актуальность:
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников МБДОУ. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Традиционные методики, технологии стали утрачивать свою эффективность. Стало очевидным, что выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта к качеству дошкольного образования оказалось невозможно без освоения современных образовательных технологий.
Публикация «Инновационный проект „Использование современных игровых технологий для ФЭМП старших дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Концептуальное обоснование проекта.
Основополагающим принципом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа развития человека. Реализация ФГОСДО призвана обеспечивать права граждан РФ на получение качественного дошкольного образования, а эффективное, вариативное, доступное и качественное дошкольное образование является одним из резервов существенного повышения качества и доступности общего среднего образования в целом. Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ. подчёркивается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей предпосылок учебной деятельности. А также на достижение «уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности». Именно в процессе формирования предпосылок учебной деятельности у детей складывается активная позиция, развиваются интерес к обучению, самостоятельность, возрастает познавательная активность, закладываются основы произвольного поведения.
В настоящее время цель педагогической деятельности коллектива нашего дошкольного учреждения – внедрение в образовательный процесс игровых технологий направленных на развитие элементарных математических представлений и формирование у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности. Ведь, как известно, дошкольник – практик : он «мыслит руками» (Запорожец А. В., ему доступно решение задач практического содержания. Следовательно, внедрение в учебный процесс игровых технологий, отвечающих современным требованиям и стандартам, помогает создать условия для повышения качества знаний, умений и навыков детей. Игровые технологии, направленные на формирование у детей элементарных математических представлений, дают возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе и расширять полученные знания более продуктивно и «безболезненно».
В основу проекта положены :
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (14/11.2013)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». (29/12.2012)
3. Концепции Венгера Л. А., Давыдова В. В., Эльконина Д. Б. о формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников в недрах игровой деятельности.
4. Концепция Усовой А. П. о формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников в процессе специально организованного обучения.
5. В. П. Новикова. Математика в детском саду: Мозаика – Синтез, 2007
Основополагающими принципами системы оценки качества образования в МБДОУ являются:
объективность;
гласность;
прозрачность;
научность;
преемственность;
непрерывность развития;
сотрудничество с другими МБДОУ и структурами в сфере образования.
подотчетность
Направление.
Введение в воспитательно-образовательный процесс современных образовательных технологий.
«Образовательная технология – это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования»
В основе инновационной деятельности МБДОУ лежат следующие принципы:
Принцип сохранения здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса. Наибольший потенциал, сберегающий здоровье, - личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с ребёнком.
Принцип природосообразности воспитания. Требование к воспитателю соответствовать в своём подходе, прежде всего биологической природе ребёнка, о понимании им врожденных черт ребёнка (Я. А. Каменский); учете
его возрастных, индивидуальных особенностей; естественности развития, учёте феноменов детства (А. Дистервег).
Принцип психологической комфортности. Обеспечивает ребёнку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия.
Принцип взаимодействия. Подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса. РЕБЁНОК-ПЕДАГОГ, РОДИТЕЛИ - РЕБЁНОК, ПЕДАГОГ - РОДИТЕЛИ.
Принцип диалогического общения. Рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Принцип обучения деятельности. Именно деятельность выступает «мощной силой для самоизменения» (Л. С. Выготский). Обучение деятельности - это не обучение навыкам, это обучение умению ставить цель и реализовать её в дальнейшем.
Принцип индивидуального подхода. Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребёнка.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.
Принцип вариативности. Включение в группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды;
Принцип партнёрского взаимодействия с семьёй. Задача специалистов - установить доверительные партнёрские отношения с родителями.
1. Изменения в организации образовательного процесса.
В организации воспитательно-образовательного процесса появились такие существенные изменения, как включение в управление воспитания, обучения и развития педагогического мониторинга, педагогических технологий, прогнозирования, психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, с целью повышения качества образования.
Система изменений включает в себя:
Изменение взаимоотношений, основанных на уровне «социум – МБДОУ», и между участниками образовательного процесса (воспитанниками, педагогами, родителями).
Изменение психологии воспитателя и его роли в воспитательно-образовательном процессе, т. е. изменение в профессиональной подготовке и профессиональном сознании педагогов. Это прослеживается в тенденции снижения репродуктивного обучения и повышении значимости личностно-ориентированных и проблемно-поисковых технологий.
МБДОУ на протяжении последних лет использует современные образовательные технологии и методики, позволяющие значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Для каждого педагога МБДОУ воспитанник не объект для воспитания и обучения, а самоценная личность, и наша задача – развивать внутренний потенциал каждого ребёнка, раскрывать заложенные природой способности, помогать ему самореализовываться. Один из методов осуществления такого личностно-ориентированного подхода – разноуровневый, системно-деятельностный характер воспитания и обучения.
2. Результаты изменений
В результате работы МБДОУ у детей значительно повысился уровень знаний, умений и навыков в разных видах деятельности. Качество освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования составило 74%.
Однако необходимо повышать познавательную активность и мотивацию к школьному обучению.
Высокий уровень подготовки воспитанников к школьному обучению обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования, поиску новых форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса, внедрению инновационных форм и методов работы.
Об этом свидетельствуют такие значимые результаты как:
Повышение уверенности воспитанников в собственных силах;
Более качественное усвоение знаний, умений и навыков, развитие познавательных способностей;
Развитие исследовательских способностей.