Елена Водясова
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством внедрения кадетского воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения кадетского воспитания в образовательный процесс»
Обоснование актуальности и перспективности опыта
Публикация «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством внедрения кадетского воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кадеты. Публикации и материалы для кадетских школ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Новизна педагогического опыта заключается в том, что образовательный проект, включающий компонент кадетского воспитания интегрирован во все области дошкольного образования и реализуется согласно воспитательной и образовательной программам ДОО.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Идея создания дошкольных групп юных кадет в нашем ДОО возникла неслучайно: патриотическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе дошкольных учреждения города. «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент-патриотизм, — сказал Владимир Путин - От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного эффективного государства».
Таким образом, практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современного детского сада, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Теоретическая база опыта
Тема патриотического воспитания поднималась в работах выдающихся отечественных педагогов и философов. Русские педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности, теория основывается на философской концепции о конкретно-чувственной природе патриотизма. К. Д. Ушинский определял патриотизм «главным мерилом человеческого достоинства». Константин Дмитриевич считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.
В педагогических трудах А. С. Макаренко раскрывается сущность воспитания патриота-гражданина, личности, способной на производительный труд на благо Отечества. Военно-патриотическому направлению в воспитанию детей посвящены работы А. А. Аронова, М. С. Джунусова.
Р. И. Жуковская придерживалась идей Н. К. Крупской, видела последовательность патриотического воспитания дошкольников возрастным группам. Отмечала необходимость знакомства детей с людьми, связанными с краем, их трудом, с защитниками Отечества. Подчеркивала необходимость объяснения детям, что какой бы ни был край, в нем находит отражение что-то типичное для всей страны.
Таким образом, педагогами советского периода были заложены основы теории и практики патриотического воспитания, определено место патриотизма в сознании человека, особенности его формирования, освещен военный аспект патриотического воспитания.
Технология опыта
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через специально организованный компонент кадетского воспитания в образовательную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
1 Знакомить детей с историей, символикой, достопримечательностями родного города, страны.
2 Расширять представления детей о Российской Армии, ее функциях, военных профессиях; показывать их общественную значимость.
Развивающие:
1 Познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военной тематики.
2 Привлекать родителей к патриотическому воспитанию детей в семье.
Воспитательные :
1 Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине, воспитывать будущих патриотов Отечества;
2 Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.
Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, использовались различные формы и методы организации деятельности детей:
1. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д. в целях ознакомления детей с историей, символикой, достопримечательностями родного города;
2. Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного город;
3. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций о России, кадетах, истории кадетства;
4. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми, в целях формирования нравственных качеств, желание познавать традиции русского народа.
5. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;
6. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;
7. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;
8. Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
Работа сродителями:
- привлечение родителей к подбору наглядного, демонстрационного и дидактического материала для создания выставок, активное участие родителей в развлечениях, досугах и прочих мероприятий кадетской и патриотической тематики.
- консультации и памятки
Успешное решение поставленных задач наиболее полно решается с помощью внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий таких как:
-технология проектной деятельности
-технология исследовательской деятельности
-информационно - коммуникативные технологии
-личностно - ориентированные технологии
-игровые технологии
-технология досуговой деятельности
-музейная педагогика
-компьютерная технология
Анализ результативности
Реализация данного опыта позволила повысить компитентность воспитателей, улучшить материально-техническое оснащение группы по данной тематике.
В процессе реализации педагогического опыта созданы сборник методических разработок для проведения ООД с воспитанниками групп кадетской направленности, сборник экскурсий «По следам воинской славы», сборник подвижных и спортивных игр военно-патриотической тематики,
Педагогами разработаны и реализованы долгосрочные проекты «Юный кадет» и «Юный инспектор Дорожного Движения», и проведены мастер - классы для педагогов ДОО в группах кадетской направленности «Кадет - это звучит гордо», «Богатырские забавы».
За время реализации проекта разработаны конспекты следующих мероприятий: «Посвящение в кадеты», «День кадета», развлечение «Мы юные кадеты», встреча с кадетами МОУ СОШ «Школа № 11», литературный вечер «День воинской славы», смотр строя и песни «Кадетский марш», физкультурно - спортивные мероприятия «Зарница», «Защитники Родины» и «Военные игры», экскурсия в музей боевой Славы МОУ СОШ «Школа № 11», музыкально - литературные досуги «День победы» и «День государственного флага РФ», концерт «Спасибо за победу», музыкальное развлечение «День России», выпускной утренник «Кадетский бал».
В группе оформлен стенд «Юные кадеты», уголок «Юные кадеты» с атрибутами кадетской тематики, организован мини - музей «Помним прошлое», в группе организована кадетская атрибутика : кадетская форма, эмблема.
У выпускников группы кадетской направленности систематизированы краеведческие знания, сформирован устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам и историческим сооружениям.
Дошкольники имеют выраженную активную жизненную позицию, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации.
Дети активно проявляют инициативность и творчество в освоении социальных норм, быть честным, проявлять уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Рекомендации по использованию
Данный опыт работы представляет единую систему деятельности, полностью включенную во все области образовательного процесса. И предполагает следующие результаты работы:
- вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, в совместную деятельность по патриотическому, воспитанию детей на основе духовно-нравственных традиций,
- социальная активность педагогов и воспитанников кадетской группы : участие в различных конкурсах,
Данным опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений го Саранск в целях нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в группах кадетской направленности, а тк же общеразвивающих группах.