Светлана Ситкина
Инновационный образовательный проект «Край ситцев, гармоней, матрешек, жар-птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный образовательный проект «Край ситцев, гармоней, матрешек, жар-птицы» для ДОУ.
Наименование ОУ: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Место нахождения, контактные телефоны ОУ: Ивановская область, Лежневский муниципальный район, с. Шилыково, д. 23
т. 31-45-55
Тема проекта : «Край ситцев, гармоней, матрешек, жар-птицы»
Публикация «Инновационный образовательный проект „Край ситцев, гармоней, матрешек, жар-птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Сказочная птица. Волшебные, жар-птицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Цель проекта : Введение дошкольников в богатство духовных, культурных ценностей родной Ивановской земли. Разработка новых форм взаимодействия педагогов ДОУ с детьми и родителями по ознакомлению с музейной педагогикой.
Задачи проекта :
- Знакомство детей с родным Ивановским краем: его самобытной культурой, богатыми народными традициями, искусством народных умельцев; историей возникновения художественных промыслов и их особенности от эколого-природных условий той местности, где они распространены;
- Развитие эстетического восприятия природы и произведений народного искусства и эмоциональной отзывчивости, художественно-эстетических способностей детей;
- Развитие детского творчества средствами разнообразных видов искусств;
Определение путей педагогического воздействия на процесс формирования нравственно-эстетических качеств ребенка.
Сроки реализации проекта : Сентябрь 2017г. – май 2018г. (учебный год)
Актуальность проекта для развития системы образования : Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Все начинается с детства, с любви к Родине, поэтому детский сад должен готовить детей к жизни, формируя всесторонне развитую личность. Именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные и эстетические основы формирования личности, первые представления о добре и зле, о прекрасном в процессе ознакомления с искусством, с произведениями народного декоративно-прикладного творчества родного края. Природа, культура, народное искусство активизируют духовный потенциал, обогащают представления ребенка, формируют нравственные представления, нормы поведения.
Знакомство детей с культурным достоянием родного края, области помогает осознать свою причастность к богатейшей истории своего народа, а вместе с ним и всего человечества, понять и познать нравственно – эстетические корни, лежащие в основе народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум, талант, мудрость своего народа. Начиная с раннего возраста, приобщение ребенка к культуре своего народа возрождает генетическую и культурную память, утверждая в сознании место своего «Я», в системе «семья – род – народ».
Новизна заключается в разработке занятий, новых методов и форм работы по ознакомлению дошкольников с родным краем в музейном пространстве ДОУ с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий.
Этапы: Содержание Методы деятельности Срок реализации Результат (продукт)
1. Организационный этап разработка модели форм и механизмов нравственно-эстетического воспитания дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО на основе ознакомления с родным краем.
Основное содержание деятельности:
1. Анализ ситуации.
2. Разработка и описание модели. Анализ документов, структурированное наблюдение, опрос, педагогическое проектирование, экспертная оценка модели и ее организационного, методического и дидактического обеспечения. Сентябрь 2017г. Аналитико-информационная справка (описание результатов исследования)
2 Деятельностный (основной) этап: внедрение модели форм и механизмов нравственно-эстетического воспитания дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО на основе ознакомления с родным краем.
Основное содержание деятельности:
II. 1. Пилотная апробация модели форм и механизмов механизмов нравственно-эстетического воспитания дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО на основе ознакомления с родным краем.
2. Проведение повторного исследования, анализ промежуточных результатов, корректировка модели и ее методической, организационной и кадровой обеспеченности.
3. Реализация модели во всем учреждении (внедрение, проведение текущего наблюдения процесса реализации модели через проведение организованной образовательной деятельности и реализацию проектов «»О ситцевом царстве – государстве» (по С. Л. Сон, Е. В. Чинаевой, А. М. Чистых «Азбука юного ивановца, или с алфавитом по родному краю», «Объедовские игрушки», «Гармошечка-говорушечка» (о Шуйской гармошке, «Наши сказки» (по произведениям Л. Тощевой «Волшебные узоры», «В гостях у жар-птицы» (о б искусстве Палеха, «Левитановская кисть» (прогулки по Плесу и знакомство с творчеством художника, «Фейные сказки К. Д. Бальмонта» по произведениям поэта). Процесс реализации модели через проектную деятельность в музее,
мониторинг процесса реализации модели, наблюдение, опрос, педагогическое проектирование, понимающая экспертиза Октябрь 2017г. – февраль 2018г. Описание модели и перечень обеспечивающих ее условий.
3 III. Обобщающий (заключительный) этап: анализ и распространение результатов внедрения модели.
Основное содержание деятельности:
1. Проведение итогового исследования, обработка полученных данных.
2. Внесение необходимых корректировок, описание результатов проекта.
3. Публичная презентация и распространение результатов проекта на региональном уровне.
4. Разработка рекомендаций по реализации данной модели. Представление опыта на научно-практических конференциях различного уровня, в научных изданиях, в конкурсном движении, на сайте образовательного учреждения 1. Изучение нормативных, инструктивных документов, научно-методической литературы по теме эксперимента;
2. Анализ эффективности управленческой деятельности детского сада и других ОУ;
3. Психолого-педагогическая диагностика (анкетирование, мониторинг, наблюдение, опрос и т. п.)
5. Моделирование, создание новой структуры музейной педагогики;
6. Апробация новой модели форм и механизмов нравственно-эстетического воспитания дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО на основе ознакомления с родным краем. Март-май 2018г. Модель новой структуры музейной педагогики в соответствии с ФГОС ДО на основе ознакомления с родным краем.