Лия Пчелина
Инновационные технологии в организации художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в организации художественно-эстетического
Современная система образования обращена к развитию личности каждого ребенка, принятию его индивидуальности, созданию условий для его всестороннего развития. Одной из важнейших задач в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками является художественно-эстетическое развитие. Это обусловлено тем, что дошкольный возраст наиболее приятный период для формирования художественно-эстетической культуры ребенка, для приобретения ими гаммы впечатлений, чувственного опыта. Поэтому так важно в дошкольном учреждении создать условия для развития творческих способностей детей, для возможности самовыражения ребенка. Помогают справиться с этой задачей инновационные технологии, которые повышают качество воспитательно-образовательного процесса, делают обучение увлекательным, открывают новые возможности для развития ребенка. Для того, чтобы при проведении организованной образовательной деятельности с дошкольниками присутствовала атмосфера увлеченности, внутреннего комфорта и раскованности, я в своей работе использую нетрадиционные техники рисования. Мною была создана картотека нетрадиционных техник рисования, которую я регулярно использую при обучении детей рисованию. Среди используемых техник присутствуют : набрызг, рисование свечой, выдувание краски через трубочку, рисование по мокрому фону, рисование солью, рисование тычком, граттаж. Вместе с тем использую совмещение техник : гуашь и манка, акварель плюс соль и клей, гуашь и восковые мелки. Благодаря этим техникам рисования развивается воображение дошкольников, фантазия, творческое мышление, развивается мелкая моторика рук, у детей такое рисование создает радостное настроение, восторг и удивление при наблюдении за необычным процессом рисования.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Особой любовью пользуется у воспитанников нетрадиционная техника – «Граттаж». Эта техника вызывает особый интерес и эмоциональный отклик у детей. Заключается она в процарапывании острым предметом предварительно раскрашенного и загрунтованного листа. "Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) Многим он известен, как "Цап-царапки". Детям очень нравится это смешное название и они легко запоминают эту технику. Замечательная, необычная техника "Граттаж " будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей младшего возраста основу для рисования выполняет взрослый, а дети старшего возраста - самостоятельно. Маленьким детям в качестве инструментов для процарапывания следует давать предметы не очень острые, например использованную ручку или пластмассовую палочку для счета, детям старшего возраста, можно дать зубочистки, предварительно напомнив о технике безопасности. Техника в выполнении проста, состоит из трёх этапов.
1 этап. Берем белую плотную бумагу или картон. Можно оставить бумагу белой, а можно сделать его разноцветным, как это видно на слайде с помощью восковых мелков или краски. Это будет зависеть от того, какой рисунок вы хотите изобразить: черно-белый или цветной.
2 этап: Покрываем всю поверхность листа воском или парафином. Для этой цели нам подойдет самая обычная свеча. Важно, чтобы бумага полностью был покрыта воском, без пробелов.
3 этап: Потом берем черную гуашь и закрашиваем всю поверхность листа. В краску нужно добавить немного жидкого мыла или средства для мытья посуды, чтобы гуашь хорошо ложилась на бумагу и не свертывалась.
После того как загрунтованный лист высохнет острым предметом процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких и толстых линий. Для этого нам потребуются: зубочистки, вязальные крючки, пластиковые вилки, стеки для пластилина, ручки с закончившейся пастой или любые другие предметы с заостренным концом.
Процарапывать рисунок можно разным способом. На этом слайде вы можете видеть различные варианты штрихов, которые можно использовать в данной технике. Например, волнистые линии делаем с помощью пластиковой вилки. Таким приемом хорошо изображать волны; с помощью зубочистки хорошо изображать тонкие, изящные линии, например, падающие снежинки. Изменяя наклон заостренной палочки к поверхности листа можно получить постепенно утолщающуюся линию.
В конечном результате на загрунтованном листе появляется рисунок. Ребенок будет с удивлением наблюдать, как на черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи, такое рисование для детей маленькое волшебство, ведь никогда не знаешь, какой цвет окажется под черной краской.
Также дети с удовольствием рисовали осенние пейзажи в технике монотипия, березки в смешанной технике : хический карандаш и акварель и рисунки в других техниках нетрадиционного рисования.
Также в своей работе я использую проектную деятельность, которая протекает в форме сотрудничества не только с детьми, их родителями, педагогами, но и с нашими социальлными партнерами – библиотекой имени А. П. Гайдара. В стенах библиотеки проводятся выставки детских рисунков, поделок, совместно организованный мероприятия для дошклольников.
Мною были реализованы проекты: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников старшего возраста посредством ознакомления с декоративно- прикладным искусством», мини-проект «Щелкунчик» по сказке Гофмана и мини- проект «Снежная королева» по сказке Х. К. Андерсена
Работа над этими проектами помогла детям и родителям наладить традицию семейного чтения, совместного творчества, вызвать интерес к художественной литературе и народным промыслам. При реализации проекта были широко использованы ИКТ-технологии для создания презентаций и подбора дополнительного познавательного материала.
Таким образом, инновационные технологии, которые я выбрала при осуществлении воспитательно-образовательного процесса, помогли мне оптимально решить поставленные цели и задачи, направленные на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.