наталья конова
Инновационные сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные сюжетно-ролевые игры.
Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Известный детский врач и педагог АРКИН Ефим Аронович называл этот вид деятельности «психическим витамином», а психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком игра — это показатель его зрелости и культуры.
Согласно теоретическим позициям отечественной возрастной психологии, ведущей деятельностью дошкольника является ролевая игра.
Публикация «Инновационные сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах
Одним из главных положений концепции игры выдающегося теоретика и исследователя игровой деятельности детей Д. Б. Эльконина является утверждение о ее социальной природе. Он многократно и убедительно подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Эти положения стали классическими для отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания природы игровой деятельности дошкольника.
Однако исследования игры Д. Б. Эльконина проводились в 60-70 годах, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в нашем обществе, в отношениях между людьми и в условиях жизни детей. Эти изменения не могли не отразиться на игре детей.
Серьезные психологические исследования, посвященные специфике игры современных детей, в настоящее время отсутствуют. Вместе с тем, родители и воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5-6 лет произошли определенные изменения в играх дошкольников.
Наиболее явное изменение, которое фиксирует большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. В большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остается не менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть – они возятся, дерутся, толкаются – поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными настольными играми и предлагают им различные мозаики, конструкторы и пр.
Причины ухода игры из дошкольного детства достаточно очевидны. Прежде всего, это непонимание развивающего значения этой детской деятельности. Игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Этому во многом способствует ориентация взрослых (родителей, педагогов, специалистов) на обучение дошкольников. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных навыков (главным образом чтения, счета, письма). Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из жизни и образовательного процесса дошкольников
Еще одной причиной сокращения доли игры является отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим (во дворах, в многодетных семьях и других разновозрастных группах). В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.
Характерным явлением современности стала маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. Так игрушки все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей. Игрушки становятся просто имуществом ребенка, предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, а не побудителями внешней и внутренней активности детей.
Установка на потребление активно формируется и усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности
Стоит сказать, что одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а, напротив, постоянно подчеркивается. Однако значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, в которых, так или иначе, присутствуют термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей, а средством обучения.
Но нам с вами следует помнить, что ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением.
Игра для ребенка то же самое, что планирование своей деятельности для взрослого. Перед любым значимым событием в жизни надо подготовиться, в уме просчитать, прорепетировать, что мы будем говорить и делать. Если не готовимся к важным вещам, то можем попасть в неприятную ситуацию. Вот и ребенок, когда в ролевой игре повторяет действия взрослых (лечит, учит, воспитывает, воюет, строит, репетирует, готовится к важному для себя событию – взрослой жизни. Если он не успел потренироваться в детстве на игрушках, то во взрослой жизни чувствует себя неуверенным, может оказаться не на высоте. Может, поэтому взрослые, рано лишившиеся детства, доигрывают, нагоняют упущенное и в 30, и в 40 лет, и пока не натренируются, не чувствуют себя по-настоящему зрелыми.
Как изменился мир игры современного дошкольника? Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, оператор и тд.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Путешествия», «Служба спасения» и тд. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение дошкольников. (Человек-паук, энгриберс, Черепашки Нидзя, телеведущая и т. д.) . Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры : при вс м многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения. Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно- ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума. Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой или к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, покемонов в детской субкультуре считается престижным. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, современному ребенку негде научиться играть. Обучение игре представляется естественной помощью воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. На что нужно обратить внимание современному педагогу?
Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.
Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.
Турагентство
Цели: Познакомить детей с профессиями - директор туристической фирмы, менеджер по туризму, курьер, кассир, турист и т. д. Учить изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.
Примерные игровые действия: путевки, билеты, помочь советами;бронирование железнодорожных и авиабилетов, гостиниц, круизов, автомобилей в аренду;питания, экскурсии, развлечения; распространение рекламной литературы;оформление путевой документации; консультирование клиентов по различным вопросам: климат, обычаи, визовые требования и т. д.
Предметно-игровая среда. Оборудование: фотографии; сувениры; карты городов; путевки; билеты.
Редакция
Цели: Закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. Развивать речь детей.
Примерные игровые действия: редакционная коллегия; изготовление макета газеты, журнала; распределение заданий и их выполнение; фотографирование, написание статей; использование рисунков, придумывание заголовков; составление газеты (журнала).
Предметно-игровая среда. Оборудование: фотоаппараты; макеты журналов; блокноты; фотографии; фотопленка; пишущая машинка; компьютер; рисунки.
Гипермаркет
Цели: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.
Примерные игровые действия: приход в супермаркет; покупка необходимых товаров; консультации менеджеров; объявления о распродажах; оплата покупок; упаковка товара; решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.
Предметно-игровая среда. Оборудование: касса; наборы продуктов (овощи, фруктов, бросовый материал); спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров; сувениры; чеки, сумки, кошельки, деньги; наборы мелких игрушек; журналы, газеты; одежда, обувь, головные уборы и др. ; учетные книги, ценники, указатели, названия отделов; телефоны, рации, микрофоны; упаковка, тележки для продуктов.
Телевидение
Цели: Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.
Примерные игровые действия: выбор программы, составление программы редакторами; составление текстов для новостей, других программ; подготовка ведущих, зрителей; оформление студии; работа осветителей и звукооператоров; показ программы.
Предметно-игровая среда. Оборудование: компьютеры; рации; микрофоны; фотоаппараты; «хлопушка»; программы (тексты);символика различных программ; элементы костюмов; грим; косметические наборы; элементы интерьера, декорации; сценарии, фотографии.
Модельное агентство
Цели: учить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки. Отображать в игре явления общественной жизни.
Примерные игровые действия: поступление в модельное агентство; обучение: сценическая речь, сценодвижение и др. ; выбор моделей для показа; работа с модельерами; работа с фотографами; составление «портфолио»; показ мод.
Предметно-игровая среда. Оборудование: камера; декорации; косметические наборы.
Банк
Цели: Выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.
Примерные игровые действия: посещение банка, выбор необходимых услуг; работа кассы, пункта обмена валют; оформление документов, прием коммунальных платежей; работа с пластиковыми картами; консультации с директором банка.
Предметно-игровая среда. Оборудование: бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер; пластиковые карточки; деньги разных стран; аппарат для работы с пластиковыми карточками.
Корпорация «Билайн»
Цели: учить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.
Примерные игровые действия: работа операторов связи; работа менеджеров по продажам телефонов и других средств связи; ремонтная мастерская; оплата услуг; справочная служба.
Предметно-игровая среда. Оборудование: сотовые телефоны; компьютеры; бланки счетов; чеки; предметы и пакеты с символикой «билайн»; бейджики для сотрудников; рекламные проспекты, журналы.
Дизайнерская студия
Цели: Учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре, учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.
Примерные игровые действия: выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ; согласование с заказчиком; оформление интерьера, сдача заказа; дополнения декоративными деталями; решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций; оплата заказа.
Предметно-игровая среда. Оборудование: альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др. ; планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка; альбомы с образцами светильников; альбомы по флористике