Татьяна Кизилова
Инновационные подходы в речевом развитии средством конструирования у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие дошкольника чрезвычайно важно и является мощным фактором и стимулом в развитии.
Одним из современных средств, развития речевой активности дошкольников, и речетворческой деятельности, является конструирование.
Использование конструктора в деятельности детей способствует развитию познавательной сферы дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д., что благоприятно влияет на речевую активность.
Публикация «Инновационные подходы в речевом развитии средством конструирования у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Применение конструктора в работе с детьми сделает процесс обучения более результативным.
В процессе конструирования используются разные виды конструкторов, многообразие деталей. В ходе работы дети запоминают название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует обогащению словаря детей : существительными, прилагательными, наречиями, предлогами.
В план работы включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Герои сказок», «Мой город».
Используется определенный алгоритм обучения конструированию, педагог постоянно обращает внимание на речевую деятельность детей :
называние деталей строительного материала. (кубик, кирпичик, пирамида, пластина).
оречевление способов соединения деталей (стопкой, внахлест, cтупенчатое).
На основе воображения детей, можно, записать и зарисовать словарь конструирования, где дети придумывают названия деталей (качели, клювик, сапожок и др.) Организуются игры "На что похоже?", "Назови детальку. "
проведение игр и игровых и упражнений с постройками из конструктора, как по выбору детей, так и по лексическим темам. «Чудо – дерево», «Что, растет в саду (огороде, «Ты мне, я тебе», «Сложи по образцу» и др.
Какие же приемы работы с конструктором можем выделить :
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как игровой момент занятия использовать письмо-схему, которую принес сказочный герой – ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звукопроизношением.
Конструирование по теме. Эта форма может применяться на этапах автоматизации звука в словах и фразах, что позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.
Конструирование по образцу : детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.
Конструирование по замыслу : ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.
Работа по развитию речи с применением конструирования является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.
Важным условием для развития повествовательной речи является умение составлять рассказы. Педагог помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно-следственные связи.
Для решения одной из сложнейших задач педагога сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным для детей, применяется конструктор LEGO «Построй свою историю». Он является практическим средством, совместной работы воспитанников при создании и пересказе истории с использованием деталей и фигур LEGO. С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т. д. Дети активно вовлекаются в процесс обучения, у них есть масса возможностей рассказать свои истории. Имея возможность видеть перед собой модель своей истории, дети значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию связной речи при помощи конструктора LEGO «Построй свою историю» строится на модели четырех вопросов:
– О ком это? Этот вопрос побуждает детей подумать о персонажах рассказа.
-–Где это происходит? Этот вопрос побуждает придумать подходящее место действия.
– Когда это будет происходить? Этот вопрос побуждает подумать, в какой период времени происходит действие в рассказе.
– Что произошло? Этот вопрос побуждает сосредоточиться на описании сюжета событий, из которых состоит рассказ, и их взаимосвязи, комбинации или последовательности.
Сооружая постройку, нужно всегда комментировать свои действия, обращать внимание на новые конструктивные приемы, рассмотреть получившееся сооружение, привлечь детей к его анализу, расставить фигурки героев, дополнительные детали, затем приступить к придумыванию истории.
В рамках коррекционно-логопедической работы по формированию навыка рассказывания можно отметить, что применение конструкторов мотивирует речевую деятельность детей, усиливает заинтересованность, позволяет моделировать реальные явления и события, что оказывает положительное влияние на развитие всех сторон речи.