Приложение МААМ

Инновационные модели и технологии организации музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ

Людмила Иванова
Инновационные модели и технологии организации музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

МДОАУ «Детский сад № 40 «Голубок» г. Орска

Инновационные модели и технологии организации музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ на основе российских традиционных ценностей, ориентированные на воспитание гармоничной личности

ребенка –дошкольника.

Подготовила: музыкальный руководитель ВКК

Иванова Людмила Александровна

2024г

Темочки:

Музыкально-театрализованная деятельность является универсальной во всех отношениях для развития гармоничной личности ребенка. Она позволяет воспитать «человека» в человеке, научить

-чувствовать и сочувствовать;

-видеть, слышать и понимать;

-говорить и общаться;

-выступать и не бояться;

-искать и находить;

-удивляться и восхищаться;

-управлять своим телом, эмоциями и мыслями;

-делать открытия о самом главном;

-участвовать в приключениях в разных образах;

-расширять жизненный опыт;

-пользоваться своими творческими способностями в разных жизненных ситуациях.

Но как же организовать конкретную деятельность, чтобы воспитать гармоничную личность на основе высоких нравственных идеалов, которые являются традиционными ценностями в нашем обществе?

Сегодня мы рассмотрим и опробуем инновационные модели и технологии организации музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ, которые отвечают решению этих задач.

Это авторские концепции воспитания детей в театрализованной деятельности в детском саду,изложенные в книгах «Театр всевозможного» (авт. А. И. Буренина, «Кукляндия» (авт. А. Ию Буренина, М. И. Родина, «Бусоград»(авт. А. И. Буренина, М. И. Родина).

В книге «Театр всевозможного» авт. А. И. Буренина содержится программа по театрализованной деятельности детей, в которую включены упражнения, развивающие внимание, воображение и фантазию, речь и движение. В ней представлена оригинальная методика организации тематических досугов и занятий, постановка с детьми спектаклей и сценарии к ним.

«Кукляндия» содержит авторскую систему М. И. Родиной работы с детьми, направленную на воспитание коммуникативной культуры, эффективного развития речи и творческих способностей. Каждый ребенок рождается с волшебным даром- творческим воображением, и пробудить в ребенке волшебника поможет одно удивительное средство –«игра в театр» с использованием самых разнообразных предметов и игрушек, главные из которых – куклы. Когда дети впервые оказываются в волшебном царстве «Кукляндии», их знакомят с его законами. Оказывается, здесь нельзя ссориться, капризничать, говорить грубые слова, иначе куклы начинают вести себя так же. С этого и начинается воспитание человека чувствующего, понимающего, творческого и доброго. В этой книге описана система взаимодействия с детьми, раскрыта методика работы с детьми разного возраста. В ней показано, как, идя от простого к сложному, на простых играх и упражнениях у детей развивается умение общаться, выражать себя в речи и движениях, входить в образ, оценивать результат и т. д. В книге описаны разные виды театров, а так же руководство по их созданию, подробные описания игр, упражнений, а также сценарии спектаклей.

В книге «Бусоград» изложена авторская технология М. И. Родиной развития различных способностей детей. Это система игр и творческих упражнений с бусами для дошкольников.

«Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной – программа по ритмической пластике представляет технологии и историю развития музыкального движения в России. Использование программы позволяет развивать ребенка, его музыкальный слух, эстетический вкус, его эстетические потребности через телодвижения, потому что ритмопластика – это синтез движений и музыки, что очень важно для занятий театрализованной деятельностью, ведь в театре не только говорят, но и двигаются, выражают свои эмоции через жесты, движения. И владение своим телом необходимо для освоения актерского мастерства.

Авторская технология А. Бурениной «Конструктор сюжетов» для организации образовательных ситуаций с детьми. Это ситуации, созданные взрослыми, которые имеют образовательный потенциал, ситуации, в которых есть, какая -то проблема (Эта технология описана в программе А. Бурениной «Театр всевозможного»)

Хочу обратить ваше внимание, что одним из требований ФОП является культурно-досуговая деятельность, она включена в раздел «Художественно –эстетическое развитие». И это накладывает на нас определенные обязательства по организации работы с детьми. Что же такое культурно –досуговая деятельность? Это отдых, это культурный и полезный досуг. Но мы его рассматриваем как образовательный, поэтому мы сюда вкладываем более широкое понятие и в ходе досуговой деятельности занимаемся воспитанием, приобщением детей к традиционным ценностям. В работе инновационных площадок были разработаны инновационные модели организации культурно-досуговой деятельности.

В каких формах организовать ее для дошкольников?

В 1 очередь –это мероприятия, досуги (различные развлечения) и праздники (утренники, которые могут быть организованы в различных вариативных формах.

Дополнительное образование: это различные кружки по интересам, индивидуальные занятия с педагогом (например музыкой, пением)

Культурные практики (это понятие пришло относительно недавно) - это самостоятельная деятельность по выбору. То, что ребенок выбрал, что ему интересно. Это может быть индивидуальная деятельность или совместная с другими детьми или взрослыми, самостоятельная деятельность или организованная.

Рассмотрим вариативные модели организации праздников и досугов в детском саду.

1. Игровые формы –затейничество.

2. Концерт детской самодеятельности (номера по выбору детей/взрослых)

3. Театрализованные представления (для старших дошкольников)

4. Фольклорные праздники (Масленица, Ярмарка и т. д.)

5. Квесты (Театрализованные квесты)

6. Спортивные досуги

7. Познавательные экскурсии

8. Клубные встречи

9. Музыкально-литературные салоны и др.

Рассмотрим инновационную модель театрализованный квест. Особенность этой технологии в том, что это, по сути, театр экспромтов. Это увлекательная форма проведения развлечений и праздников с детьми, в основе которой – приключение, поиск, разгадывание головоломок, загадок, выполнение разнообразных заданий в соответствии с игровым сюжетом.

Организация квестов для дошкольников – непростая задача, поскольку нужно учитывать особенности возраста: небольшой объем внимания, ограниченность в поиске информации, ранимость эмоциональной сферы, поэтому необходимо создать обстановку безопасности и эмоционального комфорта, нельзя допускать стрессов, риска и сильного испуга.

Основные требования к организации квест-игр для дошкольников:

-безопасность, эмоциональный комфорт;

-создание условий для экспромта, самостоятельного выбора, импровизации;

-познавательная ценность содержания;

-доступность заданий;

- использование различных форм активности : физической, умственной, творческой;

- наличие нравственной идеи, понятной детям : победа добра над злом, взаимопомощь, моральные ценности (справедливость, честность, отвага, дружба, любовь и др.)

Для детского сада оптимальна форма музыкально –театрализованного квеста, в основе которого специально продуманный сценарий, включающий исполнение знакомых песен, танцев, хороводов, а также –импровизированные действия детей, необходимые для выполнения игровой задачи. Такая форма интегрирует различные по содержанию конкурсы, задания, исполнение музыкального репертуара, знакомого детям, а также конструирование и изобразительную деятельность, развивающие игры, костюмирование.

Музыкально –театрализованные квесты можно использовать при проведении различных праздников, развлечений, дней рождения. Преимущество таких квест-игр в том, что при подготовке нет муштры и репетиций, взрослые готовят ситуации, стимулирующие творческую активность детей, вызывающие у них различные эмоции: удивление, восхищение, радость от совместного успеха.

Подготовка квеста требует от педагогов значительных усилий и времени. Нужно быть готовым к тому, что дети могут выполнять задания по-своему, не так как задумали педагоги. Но! Именно спонтанность, детская непосредственность и эмоциональность особенно интересны и ценны, поскольку именно это и составляет «изюминку» театрализованных квестов.

Итак, с чего начинается подготовка квест-игры?

В первую очередь, с выбора сюжета, на котором можно решать множество важных педагогических задач. Если в качестве основы игры выбраны сказки, детей надо заранее с ними познакомить. : почитать книги, рассмотреть иллюстрации, побеседовать о смысле этой сказки, определить характер героев.

Типовая структура сценария включает:

Пролог – вступительное слово Ведущего (педагога, который может быть в образе Феи, сказочницы и т. д.). Главная задача ведущего –заинтересовать детей предстоящим квестом.

Организационный момент – разделение на группы, команды, объснение заданий, раздача атрибутов.

Экспозиция – выполнение ролевых действий, заданий, преодоление препятствий по сюжета квеста.

Эпилог –достижение цели игры, получение результата, подведение итогов, вознаграждение. Для закрепления впечатлений желательно провести с детьми итоговую рефлексию, выяснить, что понравилось, что вызвало затруднение и т. д.

Важным также является подготовка театральных костюмов и атрибутов, поскольку переодевание способствует повышению интереса к игре, внутреннему преображению ребенка. Иногда, по сценарию, дети могут сами подбирать себе костюмы и атрибуты, что также повышает их интерес и развивает воображение.

Подбор музыки, фонограмм – тоже важный аспект в подготовке квеста. Музыка создает настроение, предвосхищает события, готовит к предстоящим испытаниям (как в кино).

При организации квест-игры важно правильно рассчитать время. Для старших дошкольников это может быть около одного часа (Смена деятельности позволяет объединить время нескольких занятий). Если по ходу игры видно, что время затягивается, можно сократить количество игр, песен, танцев, не влияющих на достижение цели.

В проведении квестов активно участвуют взрослые: педагоги и родители, которые могут исполнять роли сказочных героев, выполнять творческие занятия, если необходимо –помогать детям переодеваться. Именно со взрослыми необходима предварительная репетиция, ведь от слаженности, четкости организации зависит успех проведения мероприятия. Совместная игра для детей и взрослых очень полезна, т. к. способствует эмоциональному сближению всех участников.

Подробнее об организации театрализованных квестов вы можете прочитать в книге «Театрализованные квесты для детей» Авт. А. И. Буренина, Анжела Янковская. Это методическое пособие к программе «Театр всевозможного». Она содержит 5 сценариев.

Мы с вами говорили о воспитании детей в духе ценностей, лежащих в основе нравственного, духовного, патриотического, эстетического воспитания, которое мы осуществляем с помощью инновационных моделей в музыкально театрализованной деятельности. Но легко сказать – трудно сделать. Что нам может помочь для реализации этой задачи:

1. Социальное партнерство с другими учреждениями образования, культуры (библиотеки, театры, музеи, музыкальные и спортивные школы)

2. Тщательно подбирать музыку, художественную литературу, разрабатывать ситуации на основе ценностей в соответствии с возрастом детей. Нам нужна глубина эмоций, зернышки, которые прорастут и дадут всходы, поэтому важен хороший материал.

3. Анализ программ и дополнительного материала на предмет соответствия реализации задач духовно-нравственного воспитания.

4. Выбрать направление (одно, потому что нельзя объять необьятное) и разработать проект реализации воспитательных задач в музыкально –театрализованной деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Инновационные технологии в ДОУ. Квест по ПДДИнновационные технологии в ДОУ. Квест по ПДД Квест - это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс для педагогов по музыкально-театрализованной деятельности «Театральное творчество»Мастер-класс для педагогов по музыкально-театрализованной деятельности «Театральное творчество» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3г. Маркса, Саратовской области имени Л. Г. Венедиктовой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные модели и технологии организации музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 18 сентября 2024 в 12:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные модели и технологии организации музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Иванова (УИ 462847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД