Ольга Шестакова
Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ
Автор: Шестакова Ольга Владимировна
Организация: МДОУ д/с№7 «Светлячок»им. П. С. Гапоненко
Населенный пункт: г. Черепаново,Новосибирская обл.
Музыка - занимает осoбое место в жизни ребёнка, это источник детской радости, положительных эмоций, возможности самовыражения. Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную поп, рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слушают и наши дети. Ее сложные ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильное отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.
Публикация «Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
В детском саду различные виды деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество. Ребенок получает огромное удовольствие о т того, что двигается под музыку, поёт, играет в оркестре. Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, приобщение детей к музыкальному искусству.
Для успешного приобщения детей к музыкальному искусству, с целью развития личности ребенка огромное место в моей работе отводится инновационным технологиям, которые я использую в музыкальной деятельности.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием — растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, активную, ищущую личность.
Флешмобы и анимационные танцы.
Для анимационных танцев не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу педагога. Доступность такого танца основывается на простых движениях (прыжках, шагах, хлопках) и элементарных хореографических движениях, где задействованы разные группы мышц. Анимационные танцы развивают творческие и двигательные способности дошкольников.
Флэшмоб для детей может стать не просто развлечением, а целым праздником! И для того, чтобы этот праздник удался, от взрослых, в общем-то, не требуется приложения каких-либо сверх усилий и безумно большого количества времени.
Название «флэшмоб» пришло к нам из английского языка и дословно переводится как «вспышка толпы». И в самом деле, флэшмоб — это массовая акция, которую организует большая группа людей для привлечения внимания общества и создания удивительной атмосферы, ведь не каждый день видишь организованные, но неожиданные танцы и песни.
Кроме того, что детский флэшмоб — отличный способ провести время, он еще и заставляет двигаться детишек. Приучая детей к движению такими ненавязчивыми способами, можно избежать развития у них гиподинамии – столь распространенного сегодня заболевания среди детей и подростков.
Музыку для флэшмоба подбираю зажигательную! Мелодия должна настраивать танцующих на позитивный лад но в тоже время должна быть со средним и очень чётким ритмом, мелодия должна лечь на восьмитактовый счет.
Можно выбрать одну музыкальную композицию, а можно сложить трек из фрагментов разных композиций, их нужно соединить вместе.
Когда музыка уже выбрана составляю танец для флэшмоба, для этого изучаю видео интернете и. Чаще всего я выбираю простые движения, прыжки, повороты, хлопки – главное не допускать большого нагромождения движений!
Движения должны быть доступными для выполнения и показаны детям чётко и понятно.
Флешмоб, в отличие от анимационных танцев, требует хорошей подготовки.
Музыкотерапия.
Это психотерапевтический метод основаный на эмоциональном восприятии музыки. Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Слушание правильно подобранной музыки снимает раздражительность и напряжение у детей, помогает восстанавливает дыхание, так же способствует профилактике и лечению нервно-психических заболеваний, повышает иммунитет детей. Для беспокойных, гиперактивных детей можно использовать терапевтическую музыку во время сна.
Чаще всего использую музыкотерапию для релаксации в конце занятия,это упражнения для коррекции психоэмоциональной сферы ребенка и приобретение навыков расслабления.
Ритмодекломация.
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по- разному.
У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Игры звуками.
В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:
- звучащие жесты и музыка моего тела;
- шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Хор рук.
«Хор рук» — это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий которые я часто использую в своей работе. Это одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик чей опыт я изучила.
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
Данную технологию я начала применять на одном из видов музыкального занятия «восприятия музыки». Музыку подбирала спокойную, напевную, для расслабления. Такая музыка создает соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно детям легковозбудимым с неустойчивой нервной системой.
Предварительно мы с ребятами прослушивает музыкальное произведение, высказываемся о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагаю изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.
Квест.
Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо выполнять задание для продвижения по сюжету. Смысл в том, что как правило, есть определенная цель, до которой нужно дойти, последовательно выполняя предлагаемые задания. Каждое выполненное задание это ключ к следующей точке и следующему этапу. Квесты могут проводиться и в помещении и на улице.
Используя данные инновационные технологии и методическии формы мне удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения. Дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность, дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности. познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних утомительных заучиваний, обучающие задачи осуществляются попутно.
Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.