Ирина Антонова
Инновационные методы: аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные методы : аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения в работе с детьми.
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей.
Публикация «Инновационные методы: аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения в работе с детьми» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий применяют нетрадиционные методы, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей дошкольного возраста. К таким нетрадиционным формам можно отнести аква-гимнастику, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения.
Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии можно проводить с детьми как часть индивидуальной или подгрупповой коррекционной образовательной деятельности, а также как самостоятельный вид деятельности в свободное время.
Аква - гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.
Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. В аква-гимнастике соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
«Пальчиковые игры и игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,«вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.
Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Игра «Медуза»
Исходное положение (И. П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И. П.
Игра «Морская звезда»
И. П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
Игра «Рыбка»
И. П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра «Рак»
И. П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
Игра «Дельфин»
И. П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
Дельфин – малыш
Приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Игра «Акула»
И. П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
Игра «Маленькая лодочка»
И. П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
Мы на лодочке вдвоем
К бабе в гости поплывем.
Игра «Пароход»
И. П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.
Пароход плывет вперед,
Нам подарки он несет.
Игра «Дождь»
И. П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
Игра «Волны»
И. П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
Волны по морю гуляют
И кораблик подгоняют.
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био - человек, энергия - сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. Т. е. биоэнергопластика – это содружественные движения рук и языка.
Биоэнергопластика используется в работе с детьми поэтапно :
1. Сначала необходимо разучить с детьми необходимые артикуляционные упражнения;
2. Затем упражнения выполняются в сопровождении ведущей руки (например, упр «Чашечка» с рукой в виде ковша, упр «Улыбка» руки разводим в стороны, упр «Трубочка» пальцы руки соединяем и вытягиваем вперёд;
3. Затем вводятся две руки;
4. В конечном итоге упражнение выполняется при помощи движения артикуляционных органов, движений рук и под музыку,счет, стихотворные строки.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
Кинезиология происходит от греческого слова “кинезис” (kinesis, что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово “логос” (logos, которое обычно переводят как “наука”. Таким образом, кинезиология— научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики. Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
• Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин. ;
• Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
• Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
• От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.
Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)
Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Кинезиологическое упражнение «Колечко». (Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе)
Покатилось, покатилось
Олино колечко
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка
Кто с крылечка сойдёт?
Кто колечко найдёт?
Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
Кинезиологическое упражнение «Блины» (Ладони рук переворачиваем на столе. Сначала одинаково, затем в разном порядке)
Мама нам печёт блины
Очень вкусные они
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной
Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что регулярное выполнение комплексов упражнений кинезиологической гимнастики, аква-гимнастики, биоэнергопластики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.