Галина Мурзакова
Инновационные игры и игрушки для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(Презентация личной творческой лаборатории)
Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром.
Фридрих Фребель
Ведущая деятельность дошкольника – игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста : творческое воображение, образное мышление, самосознание и прочее. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Развиваются произвольное внимание и память, сознательная цель – сосредоточится, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче выделяется в игре.
Публикация «Инновационные игры и игрушки для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Теоретики и исследователи игровой деятельности детей многократно подчеркивали особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений, считали, что игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Игру традиционно связывают с детством и описывают ее, как деятельность в условной воображаемой ситуации. Но также отмечено, что в настоящее время в обществе в отношениях между людьми, в условиях жизни детей произошли значительные изменения, что, разумеется, не могло не отражаться в игре. Характер этих изменений важно понять по следующим причинам:
1. Игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, например: интересы, ценности, представления.
2. Игра в силу особой чувствительности и в сфере человеческих отношений отражает положение ребенка в обществе и специфику самого общества.
В Москве Центром Социологии и Образования были проведены исследования, во что играют современные дошкольники. В ходе индивидуальной беседы дети отвечали на такие вопросы: какие игры ты знаешь, во что любишь играть, знаешь ли правила своей любимой игры, можно ли нарушать правила игры, что будет если играющий нарушит правила игры?
Результаты ответов дали достаточно полную картину. Первое место занимают компьютерные игры : Злые птицы (Angry Birds – ЭнгриБёрдс, Гарри Поттер, Тачки, Смешарики и т. д. Второе место занимают подвижные игры с правилами : Твистер, Пролезай-ка, Спина к спине и т. д.
Описание игры «Спина к спине» : Каждый участник выбирает себе партнера приблизительно одного с ним роста. Партнеры садятся спина к спине и соединяют руки в замок. Затем ведущий предлагает им попытаться встать. После того, как они научились вставать вдвоем, пусть попытаются проделать это втроем, вчетвером и т. д.
Описание игры «Твистер» : Достаточно расстелить поле по полу, назначить ведущего, раскрутить рулетку и дождаться, пока он прочитает указание на ней. Нужно поставить правую руку на зелёное поле? Отлично, значит, надо так сделать. Теперь нужно поставить левую ногу на синее? Хорошо, получается. Через некоторое время вы обнаруживаете, что тело способно на совершенно необычные акробатические трюки. Если вы сможете остаться последним, кто не коснулся пола локтем или коленом, то вы победите. Как это ни странно, успех в игре зависит не только от ловкости, координации и трезвости, но и от реакции и умения продумывать стратегию. Если же играть в «Твистер» командами (а есть и такая возможность, то всё становится намного интереснее: при грамотном согласовании действий оппонентов удаётся выдавить за край поля.
Третье место занимают ролевые игры, где на лидирующую позицию у девочек вышли традиционные «Дочки-матери» и современные разновидности этой игры с различными современными куклами (Winx, Bratz и т. д.)
Четвертое место по популярности занимают настольные и спортивные игры, типа Маугли, Монополия и т. д.
Из этого следует, что наиболее популярны компьютерные игры. Ролевые игры отстают в 2 раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», популярные 10-12 лет назад. Между тем эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Тем не менее, игра по-прежнему привлекает детей, она не возникает сама собой, а передается от поколения в поколение, от старших к младшим.
Так же развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребенку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Только сам ребенок способен выбрать из огромного количества игрушек, именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты. Несомненно, у ребенка должен быть набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражая взрослым. Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки, он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, разборному роботу-трансформеру, красивым фломастерам и занимательной настольной игре.
Детство – это не только счастливое и беззаботная пора жизни, это период интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы уже не восполнить взрослому человеку. Будем дарить детям радость, не только в дни рождения и Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.