Лариса Исаева
Конспект занятия по театрализованной деятельности с инновационными формами работы «В поисках самого главного для артиста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
- формировать умение играть роли, импровизировать, рифмовать, обучать приёмам кукловождения, учить разгадывать ребусы;
Развивающие:
- развивать воображение, внимание, память, мышление, пластику, мелкую моторику, речь;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к театру, к поэзии, к танцам, к музыке, учить чувствовать партнёра по сцене;
Речевые:
- учить проговаривать скороговорки, развивать интонационную выразительность.
Методы и приёмы
Публикация «Конспект занятия по театрализованной деятельности с инновационными формами работы „В поисках самого главного для артиста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
словесные:
чтение стихов, проговаривание скороговорок, звукоподражание, разгадывание ребуса, чтение рассказа "На пруду"
наглядные:
рассматривание слайдов, рисунков на ватмане (декораций)
игровые:
инсценирование, обыгрывание диалогов с куклами-бибабо, импровизация, театральный этюд "На пруду"
музыкальные
: музыка из к/ф "Приключения Буратино"
Инновационные формы: использование нетрадиционного подхода к проведению театрального этюда (сказочный персонаж Черепаха Тортила произносит текст, актёры изображают его движениями, мимикой, жестами, художники рисуют, то, что слышат, звукооператоры озвучивают: дождь "барабанят палочками по воздушным шарикам", гром "лопают шарики", брызги в воде "бултыхают воду в бутылке" и другие)
Ход занятия:
Приветствие воспитателя с детьми (разминка)
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
- Ребята, вы – котята!
- Мяу, мяу (руки-лапки)
- Котята, вас гладят за ушком.
- Мур, мур (удовольствие)
- Ребята, вы – жеребята!
- Иго-го.
- Жеребята пошли на прогулку.
- Цок, цок (двигаются по кругу, прямой галоп, цокают)
- Вы прискакали на поле, там пчёлы жужжат.
- Ж-Ж-Ж (двигаются врассыпную, машут крылышками, жужжат)
- Ребята, возвращайтесь назад.
(дети встают полукругом, лицом к камере)
- Вы вчера грустили?
- Да (изображают грусть)
- У вас пропала еда?
- Да (вздыхают, эх.
- Вы плакали?
- Да (куксятся)
- Как вы плакали?
- АААА (кулачками трут глаза)
- А сегодня весёлые?
- Да (улыбаются, большой палец кверху)
- Нашлась пропажа. Это конфеты.
- Да? (удивляются)
- Не удивляйтесь, а угощайтесь. Они сладкие.
- Мммм (удовольствие, поглаживают живот).
- А внутри кислые.
- УУУУ (морщатся)
- И опять сладкие.
- Мммм (облизываются)
Воспитатель: Ребята, кто-то стучится.
Буратино: Здравствуйте!
Все: Здравствуй, Буратино!
Воспитатель: Ты опоздал, что случилось?
Буратино: Я шёл на занятие и встретил Сверчка. Он спросил: «Буратино, а ты знаешь, что самое главное для артиста?» Я ответил: «Главное – это театр. И он у нас есть» Сверчок сказал, что театр – это очень важно, но самое главное другое. И теперь я грустный, потому что не знаю ответ.
Воспитатель: Буратино, не грусти. Сверчок ещё что-то говорил?
Буратино: Он говорил про какой-то клад или сокровища. Если мы с ребятами хотим узнать волшебное слово и найти клад, то нужно пройти путь по карте и выполнить задания.
Воспитатель: Ребята, Сверчок очень умный, плохому не научит. Хотите узнать, какое слово зашифровал Сверчок и найти клад?
Дети: Да
Воспитатель: Мы будем выполнять задание, на волшебном экране будут появляться буквы, в конце мы их сложим и узнаем ответ, что самое главное для артиста. Посмотрите, на экран. Задание №1. Домик Мальвины. Мы отправляемся на станцию «Речевая» в гости. Слайд № 1.
Дети садятся на стульчики
Сценка
Звучит музыка выходит Мальвина
Мальвина:
Мой руки чище и чаще.
Мой руки чище и чаще.
Мой руки чище и чаще.
Буратино: Привет, Мальвина! Что ты делаешь?
Мальвина: Учу скороговорку. А ты выучил?
Буратино: Начинается (вздыхает). Выучил.
Мальвина: Сейчас проверим домашнее задание. Слушаю.
Буратино: Если руки мыли Вы
Если руки мыли Мы
Если руки моешь Ты
Значит, руки ВЫМЫТЫ.
Мальвина: Молодец!
Буратино: Мальвина, мы к тебе по другому вопросу.
Мальвина: По какому?
Буратино: Сверчок дал карту, чтобы мы с ребятами-артистами выполнили задания, разгадали таинственное слово и нашли клад. Карта нас отправила сюда.
Мальвина: Всё правильно. Я живу на станции «Речевая». А правильная, красивая речь для артиста – это половина успеха.
Воспитатель: Мальвина, ты совершенно права! Присоединяйся к нам. Ребята, садитесь за стол. Сверчок приготовил для нас задание.
Дети садятся за стол.
На столе куклы бибабо.
Воспитатель: Ребята, что хотел купить Буратино?
Дети: Для папы Карло много новых курток и Азбуку для себя.
Воспитатель: Он хотел сделать покупки.
Игра «Паровозик»
Воспитатель и дети проговаривают скороговорку по два человека в диалоге
«-Расскажи мне про покупки.
-Про какие про покупки?
-Про покупки, про покупки, про покупочки мои»
Игра «Скажи шёпотом»
Скороговорку проговаривают по ролям. Воспитатель за автора. Девочки за маму-мышь, мальчики за мышонка. «Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише»».
Игра «Озвучка»
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат куклы бибабо. Сами по себе они не говорят и не двигаются. Их озвучивают артисты. Возьмите ту куклу, которая смотрит на вас, наденьте на руку. Сейчас я буду обращаться с вопросом к персонажу кукольного театра, а вы будете отвечать, озвучивать его.
Воспитатель: Зверюшки, где живёте, где вы спите?
Мышь: Пи-пи-пи, живу в поле, сплю в норке.
Медведь: О-о-о, я живу в лесу, сплю в берлоге.
Корова: Му-му-му, я живу в деревне, сплю в сарае.
Ворона: Кар-кар-кар! Я живу в городе, сплю на дереве.
Свинка: Хрю-хрю-хрю! Я живу в деревне, сплю в свинарнике.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Я живу в деревне, сплю в курятнике.
Собака: Гав-гав-гав! Я живу в деревне, сплю в конуре.
Утка: Кря-кря-кря! Я живу в деревне, сплю в птичнике.
Коза: Ме-ме-ме! Я живу в деревне, сплю в сарае.
Кот: Мяу-мяу! Я живу в квартире, сплю на коврике.
Лев: Р-р-р! Я живу в джунглях, сплю под деревом.
Воспитатель: Зверюшки, как вы умываетесь? Как смеётесь? Как прощаетесь? (дети изображают) Молодцы!
Смотрим на экран. Следующее задание в зрительном зале.
Дети садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель: Задание «Поэтическое».
Слайд № 2. Ребята, кто такой поэт?
Дети: Поэт – это человек, который пишет стихи.
Воспитатель: Пьеро, ты любишь сочинять стихи?
Пьеро: Да, люблю.
Воспитатель: Мы тоже хотим сочинять стихи. Помоги нам, пожалуйста.
Пьеро: Сначала нужно научиться подбирать рифмы.
Воспитатель: Ребята, что такое рифма?
Дети: Рифма – это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются созвучно и получается складно.
Воспитатель: Пьеро, прочитай, пожалуйста, нам свой любимый стих.
Пьеро: Не нужна мне малина,
Не страшна мне ангина
Не боюсь я вообще ничего
Лишь бы только Мальвина
Лишь бы кукла Мальвина
Обожала меня одного.
Аплодисменты
Воспитатель: Ребята, какие слова рифмуются?
Дети: малина-ангина, ничего-одного.
Воспитатель: Поиграем в игру
Игра «Доскажите словечко»
Нужно подобрать рифмы в стихотворении про Карабаса-Барабаса
Человек немолодой
Вот с такущей … (бородой)
Обижает Буратино, Артемона и … (Мальвину)
И вообще для всех людей
Он отъявленный … (злодей).
Про папу Карло
Папа Карло удивлён
Стукнул по полену … (он)
И сучок стал носом длинным
Так родился… (Буратино).
Ребята, если вы справились с заданием, то на экране должны появиться буквы.
На экране появляются «Т 2» (Слайд № 3)
Воспитатель: Пока ничего не понятно. Переходим к следующему заданию. Смотрим на экран.
Станция «Танцевальная». (Слайд № 4) Ребята, мы умеем танцевать? Арлекино, как ты считаешь?
Арлекино:
Мы не только научились
песни петь, стихи читать,
мы вам можем танец новый
современный показать.
Воспитатель: Ребята, мы с вами разучиваем танец «Буратино» под песню из детского кинофильма. Скажите, кто авторы этой песни.
Дети: Стихи Юрия Энтина, музыка Алексея Рыбникова.
Танец «Буратино»
Воспитатель: Если Сверчку понравился танец в нашем исполнении, то появятся буквы.
Появляются буквы «А 2» (Слайд № 5)
Воспитатель: Смотрим на карту. Следующая станция «Изобразительная». Наверное, нам нужно будет кого-то или что-то изображать. Ребята, садитесь на стульчики. На экране подсказка «Сундук». (Слайд № 6)
Я подойду к сундуку и открою его.
Звучит музыка
(Стихи Юрия Энтина, музыка Алексея Рыбникова).
Воспитатель надевает панцирь, шляпу, очки, берёт в руки зонт.
Воспитатель: Раз, два, повернись, в персонажа превратись. Кто я?
Дети: Черепаха Тортила.
Черепаха Тортила: Видно вас Сверчок отправил ко мне на станцию «Изобразительная»? (Слайд № 7)
Дети: Да
Черепаха Тортила: Это потому что 300 лет тому назад я работала в Школе изобразительных искусств. Наши ученики учились изображать мимикой, жестами, пластикой. Это были?
Дети: Актёры или артисты.
Черепаха Тортила: Другие учились изображать звуки. Кто в театре этим занимается?
Дети: Звукооператоры.
Черепаха Тортила: А третьи учились изображать на бумаге, рисовали природу, здания. Кто этим занимается?
Дети: Художники.
Черепаха Тортила: Сегодня перед вами стоит нелёгкая задача. Нужно будет одновременно изобразить в трёх плоскостях мой рассказ. Кто будет художниками? Звукооператорами? Артистами?
Дети выбирают себе занятие
Черепаха Тортила: Художники, что вы будете рисовать?
Дети: Декорации.
Черепаха Тортила: Звукооператоры, вам нужно озвучить звуки на водоёме. А артисты изобразят нам животный мир пруда. Итак, я достаю свой Дневник наблюдений, я давно его веду. Я буду читать, а вы это изображать.
Звучит фон-спокойная музыка
Театральный этюд «На пруду»
Черепаха Тортила: Над нашим прудом часто светит яркое солнце и плывут облака. Пруд расположен недалеко от домика Мальвины. (художники рисуют дом, солнце, облака, пруд)
В пруду живут мои любимые лягушки, которые громко квакают. У них на лапках есть перепонки, лягушки шлёпают по воде, брызги разлетаются в разные стороны (звукооператоры взбалтывают воду в бутылке). Днём лягушки любят греться на солнышке, а ночью надувают щёки, так они отпугивают врагов. Главные их враги – это журавль и цапля. Когда птицы приближаются, шлёпают по воде, (звукооператоры надевают перчатки, хлопают в ладоши) лягушки замирают, чтобы их не заметили.
С наступлением холодов журавли и цапли улетают в тёплые края. Они взмахивают крыльями и покидают нас. (звукооператоры сминают бумагу)
Когда наступает зима лягушки прячутся под тиной.
С приходом весны появляются цветы, просыпаются насекомые. (художники рисуют цветы) Они летают, а лягушки пытаются их поймать липкими язычками.
Возвращаются птицы с юга. Чтобы не замёрзнуть журавли и цапли стоят на одной ноге.
Когда идёт дождь все животные закрывают глаза и испытывают удовольствие. (звукооператоры барабанят палочками по воздушным шарикам)
Во время дождя часто гремит гром (звукооператоры лопают шары). Потом всё затихает. В солнечную погоду все счастливы.
Браво! Браво! Ребята, какие вы молодцы! Все изображали то, что я говорила. Вы справились! Посмотрим на экран, что он покажет.
На экране «л» и «н». (Слайд № 8)
Черепаха Тортила: Что же получилось? Получился ребус.
На экране «Т2», «А2», «Л», «Н». (Слайд № 9)
Черепаха Тортила: Две буквы «Т», две буквы «А», «Л», «Н». Попробуем поставить буквы в нужном порядке. Что же самое главное в артисте?
На экране слово «ТАЛАНТ» (Слайд № 10)
Черепаха Тортила: Самое главное для артиста – это талант. Что такое талант?
Дети: Это яркие способности, дар.
Черепаха Тортила: Вы, ребята, все талантливые. Вы все участвовали в спектакле «Снежная королева», все играли роли.
Воспитатель: Ребята, что это за звук? Присядем на ковёр.
Дети садятся на ковёр.
Дети: Это стрекочет Сверчок.
В кукольной ширме появляется Сверчок
Сверчок: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Сверчок!
Сверчок: Ну что, вы узнали, что самое главное для артиста?
Дети: Это талант.
Сверчок: Вы – молодцы! Продолжайте работать над собой, делайте упражнения, сочиняйте и учите стихи, танцуйте, играйте, любите театр! И тогда станете настоящими артистами!
Воспитатель: Спасибо, Сверчок!
Сверчок: Ребята, вы прошли путь, справились с заданиями и нашли клад!
Дети находят клад (книги)
Книга учит добру, дружбе и справедливости! Читайте как можно больше. До свидания!
Дети: Спасибо, Сверчок! До свидания!
Воспитатель: Ребята, вот и закончились наши приключения. Скажите, что было интересным для вас? Что запомнилось больше всего? Что вас удивило?
Ответы детей
Воспитатель: А меня сегодня порадовали вы, ребята! Вы справились с заданиями, вы старались, вы многому научились за этот год, а я научилась многому хорошему от вас! Большое спасибо вам!