Дуденко Анастасия Игоревна
Инновационные формы работы с родителями в ДОУ
Воспитатель МДОАУ д/с № 8 г. Свободного
А. И. Дуденко
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Древняя пословица как нельзя лучше подчеркивает то, что если педагогам детского сада удается найти взаимопонимание с родителями воспитанников, если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания ребенка возрастает.
Публикация «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Слайд 2
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка Слайд 3
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а так же повышение культуры педагогической грамотности семьи. Слайд 4
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Мы педагоги придумывают разные формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, стенды…., но откликаются на них только малая часть родителей. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Слайд 5
В процессе работы с родителями, мы столкнулись с рядом проблем:
педагогическая пассивность родителей, т. е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками
несформированность у родителей «педагогической рефлексии», неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами
преобладание рационализма в общении педагогов с родителями, педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания. Слайд 6
Набрав в 2022 году группу малышей, мы решили работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Определили тему педагогического проекта., его тип., цель., Слайд 7
задачи… Слайд 8
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вели по четырем направлениям… Слайд 9
Работая над проектом, мы использовали традиционные формы взаимодействия с родителями. И пришли к такому выводу: традиционные формы предполагают пассивную роль родителя как слушателя, общение с педагогом носит формальный характер. Слайд 10
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, убедили нас в том, что использование нетрадиционных (инновационных) форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада. Родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу. Слайд 11
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы провели в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовились, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирали музыку, готовили пригласительные билеты, постарались создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад.
Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить» объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Снять психологическое напряжение помогла игра «Здравствуйте» (которую с удовольствием играют и дети в группе).
Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось
радостью и интересом. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, озеленении территории, ремонте, покраске участков налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества. Слайд 12
В своей работе мы успешно использовали такие инновационные формы как организованная образовательная деятельность с участием родителей… Слайд 13
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
Очень много положительных эмоций вызвали инсценировки по сказкам с участием родителей. Слайд 14
Тренинги, семинар-практикум, родительские гостиные, мини-собрания, круглые столы… Интересно прошел игровой тренинг для родителей, где родители вместе с детьми учились играть без игрушек. Представьте ситуацию, вы пришли на пляж, а игрушки с собой не взяли. Чем занять ребенка? Слайд 15
А если оказались в гостях у бабушки, а она делала генеральную уборку и куда-то дела все игрушки? Чем занять ребенка? У бабушки есть шкатулка с пуговицами, ниточками… Слайд 16
Теперь представим ситуацию, прогулка в лес, парк - конечно же, собрали шишки, листики. И вот есть чем занять ребенка дома - поделки из природного материала дети делают с большим удовольствием. Слайд 17
А сколько проблем, когда папа остается с детьми дом. Чем занять ребенка, когда по телевизору футбол? Посмотрите, как можно занять детей: раскраски, аудиосказки и пр. Слайд 18
К собраниям мы готовим выставку детских работ или презентацию, где используем фотографии из семейных альбомов, жизни группы. Слайд 19
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить оформление художественно-эстетического уголка в группе, уголка для сюжетных игр, пособия для сенсорного обучения: сенсорный столик, бозиборды Слайд 20
С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы «Наша дружная семья», «Я и моя семья» Слайд 21
Выставки семейного творчества, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Только в этом году мы провели несколько таких выставок:
• «Осенний калейдоскоп»;
• «Чудеса с грядки»;
• «Подарок маме»
• «Голубь мира»
• «Новогодняя ёлочка»
Родители вместе с детьми заранее готовятся к ним и, каждый год мы не перестаём удивляться безграничной фантазии и творчеству наших семей. Слайд 22
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями.
Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители.
Мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу : через благодарственные письма, похвальные грамоты, стенгазеты, поздравительные открытки к праздникам. Делаем запись в «Книге добрых дел». Слайд 23
Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения. Слайд 24
В результате внедрения инновационных форм мы чаще стали выходить на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители стали советоваться с нами, а мы с ними. Родители предлагают, убеждают нас, как лучше организовать мероприятие, праздник. Слайд 25
У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.
Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы и вместе радовались успехам Слайд 26