Людмила Дикарева
Инновационные формы работы с детьми ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Инновационные формы работы с детьми ДОУ»
Подготовил ст. воспитатель
Дикарева Людмила Петровна
1. Приветственное слово. Квик – настройка.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать Вас в стенах нашего детского сада.
Я предлагаю вам всем встать в круг.
Трениг - упражнение «Поздороваемся ладошками»
В этот апрельский день всем очень хочется услышать добрые слова.
Начнем наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».
–Пожелаем друг другу здоровья.
Темочки:
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Сейчас по одному соединяем свои пальцы с пальцами соседа начинаю с большого со словами:
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
- А теперь мы подарим вам свои ладошки и пожелаем всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета- 3 цвета).
- Мы с вами провели психодинамическое упражнение. Оно способствует поднятию настроения, активизирует внимание, дает настрой на работу и общение.
2. Инновационные формы работы с дошкольниками - сообщение с презентацией.
«Не дай Вам Бог жить во время перемен» - гласит китайская мудрость.
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются климат, социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке …
Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени».
Тема моего выступления «Инновационные формы работы с детьми в ДОУ»
Хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.
- Что же такое по вашему мнению термин «инновация»?
Слайд 2
Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения позитивного эффекта.
Термин «инновация» появился в ХIХ в., обозначает:
- обновление, изменение;
- введение чего-либо нового;
- процесс освоения новшества
Для того, чтобы разобраться что же такое инновационная деятельность и каким образом она помогает сформировать профессиональную компетентность воспитателя,
я предлагаю вам отправиться в морское путешествие по волнам инноваций. Вы согласны? В самом начале нашего путешествия вы получили маршрутные листы (карту путешествия, на которых отмечены наши остановки.
- Вы готовы отправиться в плавание? Тогда - в путь.
Приглашаю вас в путешествие морское, сказочное,
Будет оно непростое, загадочное,
Дороги нас ждут необычные,
Потребуются силы приличные.
(Звучит шум прибоя и звук отправляющегося корабля).
- И вот мы с вами плывём по океану Инноваций.
Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.
Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Слайд 4
Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Слайд 5
При осуществлении инновационной деятельности с дошкольниками перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи
• Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные программы, методы оценивания образовательного результата.
Под инновациями в воспитании нужно понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации.
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка.
Педагогическая деятельность сегодня должна быть основана на планировании и своеобразной импровизации. Быть педагогом - это значит быть творцом, фантазером, воспитателем детских душ - детям должно быть интересно, комфортно и весело;
Продолжим наше путешествие и зайдем в бухту Впечатлений, где вы узнаете, какие инновационные формы работы с детьми осуществляются в нашем ДОУ.
Обучая наших воспитанников, мы стараемся делать все, чтобы дети даже не догадались о том, что их чему-то учат, не боялись ошибиться, свободно рассуждали, сами находили свои ошибки, и испытывали радость от собственных открытий.
Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
- Что же означает сам термин «технология»?
Слайд 7
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Игра – это ведущая деятельность, всего дошкольного возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом, повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации.
Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:
o двигательные;
o интеллектуальные;
o психологические и т. д.
Слайд 8
Палочки Кюизенера
С помощью их в игровой форме можно довести до детей глубинное понимание основных математических понятий, развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.
Слайд 9
Блоки Дьенеша
В наших детях мы хотим развить логическое мышление, умение анализировать, классифицировать и обобщать, в этом вам помогают блоки Дьенеша. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.
Слайд 10
Игра «Геоконт» Воскобовича формирует у детей умение ориентироваться на плоскости, развивает сенсорику, мелкую моторику, фантазию, логику, совершенствует интеллект, развивает творческие способности детей.
Кубики Никитина
Методика Никитина предполагает разные варианты кубиков и игр: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Кирпичики», и другие. Задания отличаются друг от друга по сложности. Для игры используем альбомы «Разноцветный мир», «Чудо - кубики сложи узор», и др., а также можно распечатать иллюстрации с интернета.
Слайд 11
Лэпбук – ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук, или интерактивная папка. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию. Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем
Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.
Слайд12
Логико - малыш
Наборы карточек пособия «Логико –Малыш» - это и учебник, и игра, и способ организации коллективной деятельности, и вариант проведения досуга дома или в детском саду, и пособие для фронтальной и индивидуальной работы с детьми. Планшет – пластиковый прибор, в который поочередно вставляются карточки. С помощью цветных подвижных фишек ребенок отвечает на поставленные в карточке вопросы и может самостоятельно проверить правильность своих ответов
Слайд13
Круги Луллия
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач
Круги Луллия - Это игровая методика, направленная на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах. Круги Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги.
Здесь важным, на мой взгляд, является то, что мы рассмотрели выше, всё новое оригинально забытое старое, не лучше, а по-другому, плюс изобретательские мелочи. Таким образом, в копилке наших педагогических идей появились новые формы игр : игры – сказки, игры – конкурсы, игры – путешествия, игры – экспериментирования, игры – сюрпризы.
В своей практике педагоги стали часто проводить занятия с использованием инсценировок, игр – драматизаций.
Слайд 14
Занятия строятся на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка.
Традицией стало в конце театральной недели ежегодно устраивать театрализованные представления, участниками которых становятся дети от второй младшей до подготовительной группы.
«Литературная викторина»
КВН «С Днем рождения, Сказки!»
КВН «Юные Эрудиты»
КВН «Знатоки ПДД»
• Занятия - соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми) : кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
• Занятия - КВН, викторины
Слайд 15
• Занятия-путешествия.
Самыми интересными среди этого множество стали занятия – путешествия: «Правила вежливых пассажиров», «В город Дорожных знаков», в страну «Здоровейка», путешествие «В город Книгоград».
Слайд 16
• Занятия – путешествия
Слайд 17-18
• Квесты
«Юные туристы»
«Зарница»
«В гости к сказкам»
«Путешествие на остров сокровищ»
Слайд 19-21
В работе с детьми педагоги нашего ДОУ широко используют метод проектов. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Типы проектов:
• исследовательские,
• информационные,
• творческие,
• игровые,
• приключенческие,
• практико-ориентированные.
«Дошколята – дружные ребята»
«Светлая Пасха»
«Традиции и обычаи народов России»
«Казачьему роду – нет переводу»
«В гостях у сказки»
«Дружат люди всей земли»
«Мода для всей семьи»
Так же в своей работе педагоги используют семейные проекты. В начале учебного года родители совместно с ребенком выбирают понравившуюся тему, а затем по итогам работы над проектом проводят с детьми своей группы мероприятие.
«По дорогам сказок»
«Краски осени»
Эта интересная форма позволила вовлечь родителей в процесс воспитания и образования детей.
Слайд 22- 23
Акции
1. «Эколята – юные защитники птиц»
2. «Вместе – ярче»
3. «Земля – наш общий дом»
Слайд 24-25
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
• компьютеры;
• интерактивные доски;
• магнитофоны;
• телевизоры;
• фотоаппаратура и т. п.
Для педагогов ДОУ очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Предъявления информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
Информационно-коммуникационные технологии
В последнее время часто педагоги используют и интерактивные игры в НОД. Направление их разнообразно: речевое, познавательное, художественно - эстетическое развитие, ОБЖ…
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:
• проведение различных развивающих игр;
• просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
• разбор проблемных ситуаций;
• совместное творчество и др.
В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.
С педагогами, испытывающими затруднения в использовании компьютера в воспитательно - образовательном процессе, мы проводим педагогические мастерские, организуем наставничество с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий.
Слайд 26
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ. У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных.
Хатха – йога – это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.
Слайд 27
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть.
Слайд 28-30
Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей
Вывод:
• Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, образовании и развитии.
• Следовательно, использование в образовательном процессе ДОУ инноваций - это не модная тенденция, а требование времени!
К сожалению, время нашего путешествия подходит к концу и нам пора возвращаться в родную гавань.
А закончить наше путешествие хочется повествованием одной легенды.
«Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
«Всё в твоих руках».
Все в ваших руках, уважаемые коллеги! Успехов вам!