Людмила Давыдова
Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Давыдова Людмила Александровна
МБДОУ «ЦРР - детский сад №134» город Чебоксары Чувашской Республики
Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ
Аннотация: В статье представлены инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ.
Публикация «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ» размещена в разделах
Ключевые слова: Здоровье, дошкольный возраст, музыкотерапия, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, здоровье сберегающие технологии.
Одной из наиболее актуальных тем в дошкольном мире в настоящее время является использование здоровьесберегающих технологий в оздоровительной работе ДОУ. Основной приоритет в дошкольном учреждении отводится мероприятиям, связанным с охраной и повышением здоровья детей, уровня физического и психического развития. Использование элементов музыкотерапии как в непосредственно-образовательной области, так и в группе в течение дня, позволяет достичь психокоррекционного эффекта в воздействии классической музыки на гиперактивных, неуравновешенных детей.
Для удовлетворения потребности в двигательной активности, оздоровления и улучшения настроения в начале музыкального занятия необходима дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой.
Эффективным средством для включения резервных возможностей организма и развития его защитных функций является вокалотерапия, или лечение пением. Вокалотерапия использует оздоровительные свойства классического пения. [2,с. 190]. В совместном пении у детей возникает чувство радости и общности, а также развивается диафрагма, мышцы, лечится заикание.
Наблюдая за детьми, неправильно произносящими звуки, мы использовали приемы, помогающие укрепить артикуляционный аппарат, например, при помощи речевой гимнастики. При условии систематического использования артикуляционных упражнений на музыкальных занятиях, улучшается дикция, устраняется скованность, напряженность лицевых мышц, развивается мимика, улучшается внимание и память.
В физическом воздействии на организм ребенка хорошо зарекомендовали себя такие приемы как игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Мы проводили массаж под музыку и пение, при этом дети хорошо закрепляют навыки выполнения самомассажа. В результате у ребят улучшается настроение, что способствует улучшению работы нервной системы.
Во время пальчиковой гимнастики, в виде веселой игры, налаживается тесный психоэмоциональный контакт взрослого с ребенком, стимулируется мелкая моторика, а значит, и активность коры головного мозга. Это немаловажно для развития мышления, речи, воображения, памяти, музыкального слуха.
На основании вышеперечисленных форм и технологий мы разработали перспективное планирование образовательной деятельности по использованию здоровьесберегающих технологий в музыкально-оздоровительной работе музыкального руководителя с детьми в ДОУ. В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.
Новизна этой системы в том, что на музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
В результате использования системы оздоровительной работы повысились показатели физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшились двигательные навыки и такие качества как пластичность, координация, ориентирование в пространстве; совершенствовались вокальные навыки и умения.
Например, в результате реализации дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой мы обнаружили, что у дошкольников повысилась мотивация к занятиям; снизился уровень общей заболеваемости; повысился уровень продуктивности по коррекции заикания. Поэтому я стала включать упражнения по технике активного вдоха и в занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Виды музыкальной деятельности и здоровьесберегающих технологий
Виды музыкальной деятельности Здоровьесберегающие технологии
Музыкально-двигательные упражнения
Вводная ходьба Дыхательная гимнастика
Валеологические песни
Оздоровительные фонопедические упражнения
Дыхательная гимнастика
Слушание музыки Музыкотерапия
Игровой массаж
Артикуляционная гимнастика
Распевание Оздоровительные фонопедические упражнения
Речевые игры
Пение, песенное творчество Артикуляционная гимнастика
Пальчиковые игры
Игровой массаж
Речевые игры
Пляски, танцевальное творчество Музыкотерапия (активное танцевальное творчество)
Игры, хороводы, инсценировки Пальчиковые игры
Музыкотерапия (активное танцевальное творчество)
Речевые игры
Игра на музыкальных инструментах Музыкотерапия (активное танцевальное творчество)
Список используемой литературы
1. Анисимова М. В. «Музыка здоровья» ТЦ «Сфера» 2014.
2. Дереклеева Н. И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» М., 2007.
3. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития голоса. Методическая разработка» СПб., 2002.
4. Нестерюк Т. В. «Дыхательная и звуковая гимнастика» М., 2007.
5. Тумагаян А. Т. Вокалотерапия и ее применение в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017.
6. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. М., Изд-во''Перспектива'', 1994.
7. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., Изд-во''Антидор'',1998.
8. Янова Н. Н. «Вокалотерапия – лечение пением» М., 2009.