Виктория Ермолаева
Инновационная деятельность в реализации программы с целью развития у детей социально-личностной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлены требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых выделены две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта ФГОС ДО.
Публикация «Инновационная деятельность в реализации программы с целью развития у детей социально-личностной культуры» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В нашем ДОУ, частью, формируемой участниками образовательных отношений является программа «Омское Прииртышье», разработанная коллективом сотрудников БОУДПО «ИРООО» с целью развития у детей социально-личностной культуры средствами приобщения их к культурному наследию Омского Прииртышья, знакомства с жизнью и бытом народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
Изменения, происходящие в содержании начального образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, способов обучения, поиска новых путей и условий развития ребенка. Это потребовало наличие изменений в определенных способах деятельности, процессе, который он проходит, пути конструирования себя как субъекта собственной жизни, как личности. Организация воспитательно-образовательного процесса основана на принципах сотрудничества всех субъектов образовательного процесса педагоги-родители-дети.
У малышей, я считаю, надо развивать и формировать образ Малой Родины и причастности к ее судьбе каждого. Трудность внедрения программы «Омское Прииртышье» состояла в том, что наше село находится далеко от города и многие дети, ни разу не были в областном центре. Объяснить архитектурный облик города Омска, рассказывать о театрах и т. д., сложно. Поэтому каждый раз надо придумывать новые интересные подходы, чтобы дети усвоили информацию. В очередной раз, ломая голову над способом проведения образовательной деятельности, перелистывая образовательные технологии, заинтересовалась технологией «Образовательный геокешинг». Решила попробовать. Разработала непрерывную образовательную деятельность по этой технологии на тему «Водоёмы родного края». Детям очень понравилось! Они увлеклись и с нетерпением ждут, когда ещё придёт «Краевичок» (персонаж «Омского Прииртышья).
А суть технологии вот в чё м: Геокэшинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокэшинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК. Важно найти единомышленников, GPS приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено. На основе этой игры существует образовательный «геокэшинг» — новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками. Уже в младшем возрасте малыш вполне может справиться с задачей по поиску «клада». Отличительной особенностью игры с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS- навигатора. Необходимо использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам.
Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится.
1. Найти тайник.
2. Забрать из тайника понравившийся предмет.
3. В тайник положить предмет, взамен взятого,
4. Написать на сайте о своей находке.
Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад. Кладом называют предмет, положенный в контейнер. Затем его прячут в интересном месте: например в разных местах группы, здания д/с, участка д/с, памятнике, озере, лесу.
Видов тайников несколько. Самый популярный- это контейнер, в котором лежит карандаш, блокнот и приз. В качестве приза может быть любая мелочь - конфеты, игрушки. В тайнике карандаш и блокнот нужен для того, чтобы записать находку. Необходимо записать свое имя, что взяли в качестве приза и что оставили взамен.. В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего села (города). Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми. Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный интерес у детей к физическим упражнениям. Дети расширяют свои знания, свой кругозор, наслаждаются окружающими видами в процессе данной игры. Разрабатывая занятие по технологии «образовательный геокешинг» - это возможность увлекательно провести время и испытать азарт, в пределах родного города, села, участка детского сада.
Работа с родителями – необходимый этап в исследовательской деятельности. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества. Используем различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о формах реализации технологии «образовательного геокешига», его возможностях и влиянии на развитие ребенка. Также для родителей подготовлены консультации по организации геокешинга, выпущены памятки по данному вопросу. Оформить «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Совершите экскурсию к задуманному объекту», где родителям совместно с детьми предлагаются записки-ориентиры, которые в итоге приводят к задуманному объекту. Практика показывает, что толчком к началу «кладоискания» может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задает вопросов, тем лучше.
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира. Дальнейшая деятельность по данной проблеме видится в обобщении и систематизации приобретенного опыта и составлении авторской программы по использованию «образовательного геокешинга».
Так же практикую технологию «Проектной деятельности». В рамках реализации программы «Омское Прииртышье» с целью расширения знаний о водоёмах родного края, пробуждения интереса и стремления к дальнейшему изучению родного края и погружения детей в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности разработан проект «Родные Истоки». Участниками проекта стали дети старшей разновозрастной группы, дети начальной школы, воспитатели, учителя начальных классов, родители. Этот проект направлен на работу педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с водной системой села Старомалиновка, а также на формирование бережного отношения к природе и водным ресурсам родного края. В ходе реализации проекта «Родные истоки» составлены презентации «Река Иртыш», «Озеро Неугомонка», была проведена акция «Оставим чистые следы» по очистке от мусора прибрежной зоны озера Неугомонка. У детей расширились представления о водных ресурсах села Старомалиновка и их обитателях, закреплены знания, которые получили дошкольники в процессе, практической опытно – экспериментальной, и исследовательской деятельности, совершенствовалось экологическое сознание наших воспитанников, основы правильного природопользования, любознательность к объектам природы. У них появилось чувство осознанной радости, гордости за природу родного края, понимание того, что Старомалиновка является их малой Родиной. Произошло это благодаря разнообразным формам работы с детьми и родителями, а также тесному взаимодействию педагогов и специалистов детского сада.