Приложение МААМ

Инновационная деятельность в ДОУ

Корякина Лариса Сергеевна
Инновационная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационная деятельность в нашем ДОУ осуществляется в двух направлениях:

- инновации в работе с педагогическими кадрами;

- инновации в содержании образования (использование эффективных педагогических технологий).

Целью инноваций в работе с педагогическими кадрами является обеспечение активного участия педагогов ДОУ в методической работе. Это способствует совершенствованию системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ через формы инновационной методической работы :

Публикация «Инновационная деятельность в ДОУ» размещена в разделах

- семинары-практикумы и творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов;

- пресс-конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами;

- игровое моделирование, деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которого принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию;

- проблемные ситуации;

- групповая дискуссия, или мозговая атака;

- методы самообразовательной работы.

Использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных форм и методов обучения обеспечивают практико - ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании. Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации. Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение). Так как современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.

Педагогический ринг ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

- общая эрудиция;

- профессиональные знания, умения, навыки;

- умение выйти из затруднительного положения.

Дискуссия - это обсуждение - спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. В педагогическом опыте получили распространение свернутые формы дискуссий, к которым относится круглый стол. Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, «Дошкольное образовательное учреждение - каким им быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?», «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны?».

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Педагогические ситуации - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.

Эффективной формой является проведение выставки - ярмарки педагогических идей. Она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально - личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер-класс. Его цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Участие в конкурсах Муниципального, регионального и Федерального уровней. Педагоги с большим желанием принимают участие в разных конкурсах, тем самым доказывая свое мастерство завоевывая призывые места.

Открытые просмотры НОД, мастер-классы.

Площадка успешности педагога - публикации на сайте ДОУ, создание собственных страничек: консультации для родителей, творческие отчеты. Каждый педагоги нашего ДОУ имеет собственный сайт, где постоянно пополняет методическими разработками.

В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

Инновации в работе с воспитанниками.

Каждый педагог является создателем той или иной инновационной технологии, даже если он занимается заимствованием, путем интеграции нескольких известных технологий или адаптации инновационной технологии к конкретным условиям образовательного процесса ДОУ. Использование в работе инновационных технологий невозможно без творчества.

Большую роль в инновационной деятельности отводится работе с воспитанниками.

Рассмотрим сущность каждой технологии, что они из себя представляют и какие цели преследуют.

Здоровье сберегающие технологии

Цель здоровье сберегающих технологий - предоставление ребенку возможности сохранять здоровье, развивать необходимые знания и навыки для формирования основ ведения здорового образа жизни.

Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.

Формами работы являются недели здоровья, спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения, релаксация, спортивные игры (эстафеты, соревнования, олимпиады, закаливание, водные процедуры, прогулки, совместные мероприятия с родителями (Папа, мама, я спортивная семья).

Технологии проектной деятельности.

Цель технологии проектной деятельности - развивать и обогащать общественный и личный опыт путем включения детей в сферу межличностного взаимодействия в процессе реализации какого-либо проекта. Педагоги, которые активно используют проектные технологии в воспитании и обучении дошкольников, единогласно отмечают, что организованная таким образом совместная деятельность позволяет им лучше узнать своих подопечных, а также проникать во внутренний мир ребенка.

Проектная деятельность осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Проектирование заставляет самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий, требует постоянного творческого поиска пути решения проблем. Таким образом, метод проектов обеспечивает режим развития ДОУ.

Классификация учебных проектов:

- игровые - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

- экскурсионные - направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

- повествовательные - при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;

- конструктивные, нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Технология исследовательской деятельности.

Цель исследований в детском саду - сформировать основные навыки детей дошкольного возраста к исследовательскому типу мышления. Исследования проводятся на различные интересующие детей темы с активным использованием опытно-экспериментальной деятельности, позволяющей ребенку лучше понять явления и процессы окружающей действительности. Нацелена на использование решения проблемных ситуаций (как и на чём из Кирс добраться в Москву? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук? и т. д.).

Коллекционирование так же способствует развитию познавательно - исследовательской деятельности : скажем, решили создать коллекцию фотографий зимующих птиц. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочитаем об этих птицах (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни). Оформим альбом или выставку - познакомим с некоторыми оформительскими приёмами.

Моделирование - инновационная деятельность дошкольника. Как происходят наводнения, почему птицы гибнут в зимой … - на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности :

-решение проблемных ситуаций;

- наблюдения;

- моделирование;

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия

Личностно-ориентированные технологии.

Личностно - ориентированные технологии ставят личность ребенка в центр всей системы дошкольного образования, которая заключается в обеспечении комфортных условий в семье и ДОУ для реализации имеющихся природных потенциалов ребенка. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей предметно-пространственной среде, которая отвечает требованиям содержания новых образовательных программ, соответствующих ФГОС ДО.

Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга, положительный эмоциональный настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.

Игровые технологии являются основой всего дошкольного образования. В ФГОС ДО личность ребенка выносится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В данном контексте игры имеют много познавательных, обучающих функций. В саду часто используются всевозможные дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, народные игры.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технология портфолио дошкольника и воспитателя.

Цель использования данной технологии заключается в сборе всех достижений субъекта образовательного процесса в единое целое и представление таким образом тенденции результатов образования.

Технология портфолио дошкольника

Портфолио - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

- диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

- рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Но считаю, что компьютер не может (и не должен) вытеснить работу по развитию мелкой моторики, общение взрослого и ребёнка «глаза в глаза»

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

- идти в ногу со временем,

- стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,

- сформировать основы информационной культуры его личности,

- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Применение лэпбука.

Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом - он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию. Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных, растений внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.

Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод - привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Инновационная деятельность - это комплекс практических действий, направленных на использование научно-технических результатов для получения новых или улучшение существующих изделий, технологий, методов управления. Инновационная деятельность организации предполагает применение инноваций, экспериментальную проверку результативности и возможности использования инноваций в различных подразделениях. Внедрение инноваций в работу дошкольной образовательной организации - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Общая цель инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

Список литературы.

Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. - М. : Детство-Пресс, 2011.

Кудина Я. В. Инновационные технологии, применяемые в ДОУ.

Кудина Я. В. Инновационные тенденции развития системы образования: материалы VI Междунар. научно. - практической конференции.

Мазурчук Н. И. Инновационные образовательные теории и технологии.

Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. - М. Академия, 2012.

Публикации по теме:

Инновационная деятельность по конструированию в ДОО. Работа с конструктором «ПервоРобот LEGO WeDo 9580»Инновационная деятельность по конструированию в ДОО. Работа с конструктором «ПервоРобот LEGO WeDo 9580» Уважаемые коллеги, каждый из Вас знает, что для аттестации на высшую квалификационную категорию педагогу ДОО необходимо включаться в инновационную.

Инновационная деятельность в ДОУ Инновационная деятельность в МБДОУ № 43 «Аленький цветочек» Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения.

Инновационная деятельность в ДОУ. Проект по конструированию «Грузовой транспорт» (средняя группа)Инновационная деятельность в ДОУ. Проект по конструированию «Грузовой транспорт» (средняя группа) Уважаемые коллеги, каждый из Вас знает, что ни один педагог ДОУ не может закрыть электронное портфолио на высшую квалификационную категорию.

Инновационная конструктивная деятельность. Игра-лото «Юный знаток LEGO» для работы с дошкольниками старшей группыИнновационная конструктивная деятельность. Игра-лото «Юный знаток LEGO» для работы с дошкольниками старшей группы Уважаемые коллеги, многие из Вас (желающие аттестоваться на высшую квалификационную категорию) включаются в инновационную деятельность по.

Инновационная конструктивная деятельность. Игровое пособие «Движущиеся детали» для работы с дошкольниками старшей группыИнновационная конструктивная деятельность. Игровое пособие «Движущиеся детали» для работы с дошкольниками старшей группы Уважаемые коллеги, продолжаю знакомить Вас с обновлениями в развивающей среде в Центре конструирования. Для реализации педагогического группового.

Инновационная конструктивная деятельность. Игровое пособие «Лишние детали» для работы с дошкольниками старшей группыИнновационная конструктивная деятельность. Игровое пособие «Лишние детали» для работы с дошкольниками старшей группы Продолжаю знакомить Вас с пополнением развивающей среды Центра конструирования нашей группы, созданным в течение 2017-2018 учебного года.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Методическая разработка «Инновационная деятельность в работе с родителями» Инновационная деятельность по работе с родителями. Воспитатели МДОУ №9"Теремок" Иванова Д. В. Коротина С. В. В наше время, когда большинство.

Семинар «Коучинг как инновационная форма сопровождения молодого воспитателя в ДОУ» «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,.

Аквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУАквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: «АКВААЭРОБИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 11:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная деятельность в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Корякина Лариса Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД