Елена Сабирова
Инновационная деятельность «STEM-образование» в ДОУ. Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Забытые диафильмы и современная мультстудия»
Современные дети живут в эру цифрового видео и фото, поэтому большинство из них даже не знают, что такое кинопленка. В рамках освоения модуля «Мультстудия» и изучения процесса видеосъемки, был организован показ диафильма, что помогло познакомиться с покадровым просмотром кинопленки.
Публикация «Инновационная деятельность „STEM-образование“ в ДОУ, Образовательный модуль „Мультстудия „Я творю мир“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Опыт работы, практика
- Темочки
Диафильм представляет собой позитивную фотоплёнку, кадры которой объединены одной темой друг с другом и при просмотре превращаются в последовательную иллюстрацию. Диафильмы могут быть черно-белыми или цветными. Каждая картинка, как правило, сопровождается внизу текстом, который необходимо зачитывать самостоятельно. Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала.
Динамика современного мультфильма порой не оставляет ребенку времени осмыслить происходящее на экране. Оставляет роль пассивного наблюдателя. Зато просмотр диафильма позволяет осознать процесс сменяющихся кадров, дает возможность самому регулировать скорость их просмотра, и стимулирует ребенка поскорее научиться читать самостоятельно. Для развития навыков чтения стоит выбирать диафильмы с небольшим количеством текста на кадре (1-2 предложения). Даже просто следя глазами за тем, что читает мама или папа, малыш узнает буквы, у него повышается скорость чтения, развивается грамотность, внимание, память.
Над созданием диафильма, так же как и над созданием современного мультфильма или кинофильма, работали в свое время автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, оператор. Сегодня советской студии «Диафильм» уже не существует. Но сохранились еще пленки с мультфильмами в маленьких круглых коробочках и специальное устройство — диапроектор, на котором эти пленки можно посмотреть.
Цель: Ознакомление воспитанников с историей записи мультфильма на кинопленку, развитием творческих и речевых способностей детей посредствам просмотра диафильмов и навыков работы с цифровой камерой.
Задачи:
1. Знакомство с инерционным фильмоскопом и принципами его работы.
2. Расширение знаний о различных технологиях съемки фильма.
3. Закрепление правил работы с техникой и применение на практике полученных знаний.
4. Развитие эмоциональной сферы ребёнка, через воспроизведение художественных произведений с музыкальными фрагментами.
5. Воспитывать желания и умения самостоятельно воспроизводить художественные произведения, развивать культуру общения и поведения, дружеские взаимоотношения между детьми.
Знакомство с диафильмами началось с изучения диапроектора. Уже само название на коробке «Сказка» говорило о том, что нас ждут чудеса и новые открытия. Ребята с интересом рассматривали незнакомый им аппарат и задавали вопросы о том, как же мы сможем посмотреть на нем мультфильмы. Дети узнали, что для просмотра диафильмов, необходима белая простыня, стена или же дверь. Именно на белый фон должен быть направлен диапроектор, изображение с которого увеличивается и проецируется на экран. «Экраном» была выбрана белая дверь.
Когда все расселись по местам, диапроектор мы поставили в центр стола, а рядом с ним расположили маленькие круглые коробочки. И пока одни только предполагали, что же окажется внутри коробочек, особо любопытные открыли одну из них и обнаружили внутри сокровище – настоящую кинопленку.
Конечно, каждому хотелось поближе рассмотреть и потрогать кинопленку, но вовремя вспомнили о правилах бережного и аккуратного обращения с хрупкими предметами и объяснила, что на пленке ни в коем случае нельзя оставлять свои отпечатки, иначе она может повредиться и испортиться, а тогда мы не сможем сделать самое главное – посмотреть мультфильм. По правилам пленку необходимо держать за края и делать это стоит очень бережно.
Пленка заряжается в специальный держатель сверху, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки. Но кто же может управлять диапроектором? Так же, как и в нашей мультстудии, крутить колесико может сам ребенок. И так же, как и в нашей мультстудии ребенок сам может озвучивать текст под кадрами. Оказалось, что подходы к работе с мультфильмами, не смотря на технологии разных времен, очень похожи.
Диафильмы, так же как и мультстудия, учат ребенка выразительности и артистичности. Развивают способность видеть удивительных персонажей, зрительно следить за развитием сюжета, фантазируя и додумывая что-то новое, свое. Диафильм, как и мультстудия, дарит ребенку возможность почувствовать себя соавтором сказки или рассказа. Однако работа в современной мультстудии гораздо более многообразна и в большей степени помогает развивать воображение, образное и логическое мышление, креативность и эмоциональную сферу.
Создание своего собственного мультфильма — дело увлекательное и необыкновенно интересное. Собственный сюжет и выдуманные герои могут оказаться куда привлекательнее, тем более что всегда есть возможность остановиться на понравившемся кадре — поговорить, обсудить его всем вместе. Это весьма полезно для детей и их развития, в том числе и коммуникативных навыков.
Как только мы разобрались с устройством диапроектора, то посмотрели фильмы, хранящиеся на пленках. Ребята были в восторге!
И конечно им очень захотелось снять свой мультфильм. К счастью, у нас оказалась необычная книжка с картинками «Мама для мамонтенка». Картинки в ней, как кадры кинопленки, связаны друг с другом и имеют сюжетную линию, но представляют собой разные карточки.
Дети с большим энтузиазмом восстановили верную последовательность, зная сюжет этой сказки. После фразы: «Камера, мотор!», дети поэтапно отсняли каждую картинку, не забывая делать все по правилам съемки. Во время предварительного просмотра отснятого материала, ребята по кадрам пересказали сюжет этой истории и спели все вместе песню мамонтенка.
Вот так необычно, эмоционально и познавательно прошло наше занятие в мультстудии! Ребята прикоснулись к истории записи мультфильма на кинопленку и почувствовали атмосферу просмотра мультфильмов на первых проигрывателях. Сравнили свой опыт работы с модулем «Мультстудия» и просмотром диафильма. Записали свой мультфильм, используя карточки с картинками и применяя способ покадровой съемки.