Елена Болычева
Инклюзивное образование лиц с нарушениями эмоциональноволевой сферы
1. Понятие, причины нарушений эмоционально-волевой сферы у
детей
Термин «аутизм» был введен психиатром Е. Блейлером и означает
«оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных
отношений». Изначально аутизм рассматривался как особенность мышления
шизофренических пациентов, характерной чертой которых является бегство от
реальности и уход в себя. В 1943 г. американский клиницист Лео Каннер
впервые дал целостное описание синдрома, наблюдаемого в детской
психиатрической практике, который он обозначил как ранний детский аутизм
Публикация «Инклюзивное образование лиц с нарушениями эмоциональноволевой сферы» размещена в разделах
(РДА). Основным нарушением в описанных им клинических случаях он считал
неспособность детей с самого рождения устанавливать отношения с
окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации. Сначала
это расстройство Каннер относил к детской форме шизофрении, но затем
признал его самостоятельность, а причины искал, то в аффективной сфере, то в
кругу органических нарушений.
В. П. Осипов аутизм рассматривал как «разобщенность больных с
внешним миром».
В. А. Гиляровский говорил об аутизме как «своеобразном нарушении
сознания самого «Я» и всей личности с нарушением нормальных установок к
окружающему», при этом он подчеркивал, что такие больные замкнуты и
отчуждены от всего остального.
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя,
отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия,
пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К. С. Лебединская).
Аутизм – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или
потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак
психического расстройства. (В. И. Селиверстов)
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается
страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется
нарушениями интеллектуального и личностного развития.
Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических
расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (впервые
годы и даже месяцы жизни ребенка, занимает центральное, ведущее место в
клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все
психическое развитие ребенка.
2
В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА,
который считают клинической моделью особого – искаженного – варианта
нарушения психического развития. При РДА отдельные психические функции
развиваются замедленно, тогда как другие – патологически ускоренно. Так,
нередко развитие гнозиса опережает праксис (при нормальном психическом
развитии – наоборот, а иногда не по возрасту богатый словарный запас
сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи. В ряде
случаев наблюдаются не все требуемые для установления диагноза РДА
клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция
должна опираться на методы, принятые в работе с аугичными детьми; в такой
ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности.
По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения
(ВОЗ, при аутистическом расстройстве личности отмечаются: качественные
нарушения в сфере социального взаимодействия; качественные нарушения
способности к общению; ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели
поведения интересов и видов деятельности.
Причины аутизма недостаточно ясны. Общепризнана большая роль
генетических факторов в этиологии РДА, и сейчас практически все известные
исследователи биологических основ аутизма согласны, что, по крайней мере,
большая часть случаев РДА наследственно обусловлена.
Механизм наследования не ясен, но он заведомо не моно-генный, г. е.
развитие РДА зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее
вероятным считается так называемый мультифакториальный механизм. Это
означает, что генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а
предрасположенности к ее развитию и реализуется лишь при наличии
неспецифического манифестного (провоцирующего) фактора, который может
быть как экзогенным (внешним – травма, инфекция, интоксикация,
психотравма и т. д., так и эндогенным (возрастной криз, конституциональные
особенности и др.)